ЕРЕВАН, 11 авг — Sputnik. Армения сегодня не испытывает ни политической, ни общественной необходимости в конституционных изменениях, написал бывший министр иностранных дел республики, экс-депутат армянского парламента Вардан Осканян в посте в Facebookе под названием “10 причин сказать “нет” конституционным реформам”.
“В Армении нет и никогда не было конституционного или политического кризиса. Изменения в Конституции, сделанные в 2005 годы, были актуальны в силу необходимости согласовать Основной закон с обязательствами Армении перед Советом Европы”, — сказал экс-министр. Кроме того, по его словам, тогда решался важнейший для армянского народа вопрос двойного гражданства, а также были сведены к минимуму абсолютные полномочия президента Армении, часть которых конституционным путем перешла парламенту и правительству.
По мнению Осканяна, действующая гибридная Конституция в контексте должного применения и справедливых выборов является наилучшим вариантом для армянского государства. “С одной стороны, она содержит элементы парламентаризма, что может содействовать укреплению демократии и экономическому развитию, с другой стороны, предоставлением широких полномочий президенту она может гарантировать соразмерный ответ на международные вызовы”, — считает он.
Он считает, что политические партии Армении еще недостаточно состоялись, чтобы стать единственным и главным “якорем” системы управления, а правящая политическая сила, являющаяся главным инициатором реформы системы, ощущает острый дефицит легитимности, что бросает тень на весь процесс конституционных реформ.
“Абсолютно отсутствует доверие по отношению к системе голосования. По этой причине итоги голосования, независимо от исхода, будут поставлены под сомнение”, — полагает Осканян.
По его мнению, все это делается для удовлетворения претензий отдельного субъекта, одной отдельной политической силы с целью удержаться у власти.
Как считает Осканян, проект реформ в Конституции содержит множество противоречий и опасностей. “К примеру, главный недостаток политической системы Армении – гарантия стабильного большинства либо посредством второго тура выборов, либо насилия, фактически становится конституционной нормой”, — отметил он.
Осканян указал также на предусматриваемую возможность конституционных изменений при наличии 2/3 голосов депутатов. “Не определены формулировки относительно личности главнокомандующего ВС страны. Под предлогом перехода к 100% пропорциональной системе возможное изменение Избирательного кодекса, которое закрепит рейтинговое положение
голосования, практически став 100%-ной мажоритарной системой”, — сказал бывший министр.
Он также подчеркнул, что фактически Армения является единственной из бывших советских республик, включая прибалтийские страны, которая пытается перейти к парламентской системе управления. “В Грузии действует гибридная система, примерно такая же, как в Армении. Предлагаемой нам системы нет и в других странах региона. В Турции тоже действует гибридная система управления, где президент республики избирается непосредственно народом”, — отметил Осканян.
Резюмируя вышесказанное, бывший министр отмечает, что “нечеткая, размытая система управления, где первым лицом государства будет считаться не обладающий полномочиями и избранный народом президент, а премьер, наделенный исполнительными полномочиями, будет находиться в полной зависимости от партии и ее руководителя, существенно ослабит возможности ведения эффективной внешней политики в будущем”.