ЕРЕВАН, 22 авг – Sputnik. Проведение конституционных реформ посредством референдума вовсе не является самым верным путем, сказал кандидат политических наук Хачик Галстян в эфире радио «Sputnik-Армения”.
Профессиональная комиссия по конституционным реформам при президенте Армении утвердила накануне полный проект конституционных реформ, предусматривающий переход к парламентской форме правления, со всеми прилагаемыми к нему обоснованиями
Галстян подчеркнул, что рядовой избиратель не располагает достаточными аналитическими возможностями для того, чтобы участвовать в вопросах реформирования этого важнейшего документа.
“Все знают, что Конституция является самым важным правовым документом страны. С этой точки зрения рядовой избиратель не имеет достаточных аналитических возможностей для понимания истоков вопроса, поэтому, почему его голос должен что-то решать ”, — задается вопросом он.
При этом эксперт отметил, что большинство общества, по большому счету, не принимает активного участия в этом внутриполитическом дискурсе, поэтому принятие конституции посредством референдума он считает, как минимум, самообманом.
Говоря об общественных обсуждениях и о достижении национальной консолидации в этом вопросе, Галстян сказал, что этот процесс проводится довольно поспешно.
“И это при том, что это довольно трудоемкий процесс, и с этой точки зрения в случае большого временного интервала уровень общественного рационализма существенно повышается посредством диспутов и обсуждений, и вопрос из эмоционального поля переходит в рациональную среду”, — пояснил он.
Политолог считает, что по вопросу об институциональной структуре государства к консенсусу должны прийти все важные и крупные игроки политического поля.
“Если конституционна реформа не достигнет этого консенсуса, то данная инициатива или референдум обречены. В противном случае формируемая власть, в том числе, политические институты будут иметь серьезные проблемы с легитимностью”, — подчеркнул он.
Обнародованные положения глав проекта Основного Закона касаются основ конституционного порядка, основных прав и свобод человека и гражданина, законодательных гарантий и основных целей государственной политики в социальной, экономической и культурной сферах, деятельности парламента, президента, правительства, судов и нового органа — Высшего судебного совета, прокуратуры и следственных органов, органов местного самоуправления, Омбудсмена, ЦИК.