ЕРЕВАН, 31 авг – Sputnik. Если бы не продолжительная болезнь и тяжелая операция на сердце, свой 65-летний юбилей отметил бы накануне великий армянский мультипликатор Роберт Саакянц.
Его вклад в развитие армянской мультипликации, а также ее популяризацию в мире трудно переоценить.
Роберт Саакянц, как герой древних армянских песнопений
Роберт Саакянц родился в 1950 году в Баку, с 1964 жил в Ереване, с 1970 работал на киностудии “Арменфильм” в качестве художника-мультипликатора, а с 1972 — режиссёра-мультипликатора. Является также автором сценариев и художником-постановщиком практически всех своих фильмов и клипов, а также соавтором других анимационных фильмов, снятых на киностудии “Арменфильм”. Режиссер является автором таких полюбившихся мультфильмов, как “Три синих-синих озера малинового цвета” (1981), “Ишь ты, масленица!” (1985), “В синем море, белой пене” (1984), “Кто расскажет небылицу?” (1982), “Ух ты, говорящая рыба!” (1983).
Работы Саакянца получали награды международных и всесоюзных кинофестивалей во Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, а также в Киеве, Ереване, Москве, Таллине.
Советский и российский художник-мультипликатор, режиссер мультипликационного кино Юрий Норштейн так вспоминает о нашем великом соотечественнике.
”…Друзья и близкие звали его Роб, этот мощный звук вмещал в себя его облик. Огромный, красивый, будто сошедший с фрески, он мог быть героем древних армянских песнопений. Я смотрел в его лицо и время исчезало……Он жил по своим законам, был свободен от условностей, но соблюдал ту необходимую общественную этику, которая не скрепляется никакими договорами или законами, только лишь строем души и непрерывным познанием….”, — писал талантливый мультипликатор о своем друге и коллеге.
“Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем”
Мастера уже нет с нами, но остались созданные им мультфильмы, рассказанные добрым и мудрым сказочником на доступном всем языке. В самых простых историях – “Непобедимый”, “Сказка про снежного человечка Дарбульку”, “Как медвежата кита кормили” — Саакянц создает запоминающиеся образы и представляет непередаваемое буйство красок.
Имея богатый опыт работы со сказочным материалом, Саакянц переходит на новую ступень. Он не берет готовое произведение, а создает свои работы по мотивам народных сказок уже в собственной интерпретации. Примером тому – мультфильм “В синем море, в белой пене…”, который критики признали апофеозом позднесоветского постмодернизма, универсальным для зрителей всех возрастов и образовательных цензов.
И действительно — на постсоветском пространстве трудно найти человека, которому хотя бы раз в жизни не довелось услышать, а услышав — не запомнить хит “Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королём” из мультфильма Саакянца “В синем море, в белой пене…”.
“Нет у меня комплексов, что я не создавал глубоко философских картин, что я – не Тарковский. Ну, и замечательно, потому что он для меня не авторитет. Если то, что я сделал, — хорошая карикатура, то я счастлив”, — так охарактеризовал свои творческие задачи Саакянц.
Он также на свой страх и риск стал создателем первой мультипликационной рок-оперы в Советском Союзе – мультфильма ”Лисья книга”.
“Я вообще не художник, я не творец. Я ни в чём себя не напрягаю. Я – излагаю. Я – болтаю. Я – треплюсь. Жизнь короткая, и надо оттрепаться на все темы. И я треплюсь… Картинками! Движущимися картинками. Я не рассматриваю это как художественное произведение, созданное исключительно для “Оскара” или Лувра. Это – мнение, которым я поделился”, — так говорил о своем творчестве сам мультипликатор.
Туманяновский “летописец”
Отдельную веху в творчестве Саакянца занимают мультфильмы, снятые им по произведениям Сказочника Всех Армян Ованнеса Туманяна.
“Кикос”, “Храбрый Назар”, “Три синих-синих озера малинового цвета…”, “Кто расскажет небылицу?”, “Ух ты, говорящая рыба!” и “Ишь ты, Масленица!” по праву заняли свое достойное место в золотом фонде не только армянской, но мировой мультипликации, не потеряв своей актуальности и по сей день.
Показательно то, что Саакянц не просто реанимировал классические сказки, а модернизировал их, сделал современными, близкими поколениям и поколениям ”испорченных высокими технологиями” детей, тем самым, вернув их к национальным истокам, в лоно родной культуры.
Реализация мечты Мастера
Юбилей становится печальной датой, когда юбиляра нет с нами. Но непреходящая магия таланта заключается в том, что с нами остается не только сотворенное им, но и нереализованное, заставляющее жить и творить друзей и единомышленников.
В Армении действует общественная организация «Роберт Саакянц продакшн», руководит которой сын Мастера — Давид Саакянц. Корреспондент ”Sputnik-Армения” побеседовал с Саакянцем, который продолжает дело своего отца.
”Из того, что не успел сделать мой отец я должен, в первую очередь, отметить создание мультстудии и анимационной школы, что он сам считал очень трудноосуществимым. Очень важно также открытие центра, которое задерживается, но все же, я уверен, состоится, пусть даже в следующем году”, — сказал Давид Саакянц.
По его словам, Саакянц всегда мечтал о создании качественных мультфильмов.
”Мы пытаемся осуществить его Мечту”, — сказал Саакянц-младший.