ЕРЕВАН, 4 сен — Sputnik. В сентябре Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна открывает юбилейный двадцатый сезон. Новый театральный год начинается с премьеры спектакля по пьесе Григория Горина "Чума на оба ваши дома…" Sputnik побывал на предпремьерном показе и пообщался с Арменом Джигарханяном.
Если быть, то быть в театре
Появление Армена Борисовича в театральном зале журналисты и критики встречают аплодисментами. Легендарный артист – бодр, сияет своей фирменной колючей улыбкой. К журналистам обращается на "ты", прибавляя ласково-уменьшительные слова — то "солнышко", то "дорогой". Имеет право. Ведь даже самый старый журналист – мальчишка по сравнению с патриархом — 3 октября Армену Джигарханяну исполнится 80.
"Мне 80 лет, и я до сих пор не знаю ответа на вопрос "Быть или не быть", — признается Армен Джигарханян. — Когда доживете до моего возраста, вы поймете, что я не вру".
Но зато со смыслом жизни – все, в принципе, ясно. Для Джигарханяна это – театр.
"Театр – достаточно сложный путь, — говорит народный артист СССР, – и еще — очень странный организм. Я 60 лет живу в театре и не перестаю каждый день этому удивляться. Это – поразительное учреждение. Почему туда приходят люди – не пойму. Но для меня театр – самое святое в жизни".
Трудности сценической любви
Спектакль "Чума на оба ваши дома…" — продолжение трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта", написанное Григорием Гориным, автора "Того самого Мюнхгаузена", "Обыкновенного чуда".
Веронские влюбленные погибли, и герцог, измученный конфронтацией двух кланов, решает их помирить. То есть, связать узами брака и сделать одной семьей. Монтекки и Капулетти согласны (попробуй тут, поспорь), но выбирают на роли жениха и невесты самых негодных, самых завалящих дальних родственников. Женихом от Монтекки становится хромой и косой Антонио, неаполитанский бродяга, склонный к пьянству и мелкому жульничеству. Невестой от Капулетти – некрасивая девушка легкого поведения Розалина, беременная непонятно от кого – кажется, от мавра.
Но это – всего лишь завязка. События очень быстро закручиваются в лихой узел. Шекспировская трагедия высокого накала вдруг становится плутовской комедией, которая трансформируется в зубодробительный триллер, а тот, в свою очередь, приобретает трагические тона – совсем, впрочем, не шекспировские.
"Эту пьесу я знаю довольно давно, – говорит Армен Джигарханян. — Много лет тому назад (в 1996 году. – Sputnik) Горин принес свою пьесу в театр им. Маяковского. Он ее читал. Вынесли приговор, что это – легкомысленная, опереточная пьеса. Потом прошло время, и Сережа Виноградов, наш актер, режиссер принес эту пьесу и сказал: "Давайте рискнем". Мы рискнули. Получилось или нет – посмотрите сами. Я несу ответственность за эту пьесу абсолютно спокойно, так что на мой вкус это – очень хорошая пьеса".
По счастью (и замыслу создателей) спектакль обошелся без пышных средневековых нарядов. Эстетика представления – скорее нуарно-гангстерская. Как в Чикаго 30-х годов. Актеры – колоритны и ярки. Особо, наверное, стоит отметить молодого актера Ибрагима Гагиева, который многогранно и очень убедительно отыграл мошенника Антонио. Отыграл на отрицательном обаянии, но ближе к финалу дамы в зале потянулись к платочкам.
Мораль пьесы, конечно, неоднозначна и многозначительна. Сам Армен Джигарханян определяет ее, как исследование обывательской реакции на ситуацию, когда "не то подсовывают". Но на самом деле пьеса, конечно, куда глубже. А в условиях нового мирового противостояния появление в репертуарной сетке одного из лучших театров России спектакля с таким названием приобретает, возможно, глобальный смысл. Но Армен Борисович в этом не признается.
"Играть любовь на сцене трудно, — объясняет руководитель театра сценический бурлеск. –Вообще "Ромео и Джульетта" — тема трудная. Я очень много раз видел спектакли про истинную, большую любовь. Но, признаюсь вам, я мало видел истинной подачи. Сейчас даже стали заменять слова героев на какой-то балет-шмалет. Шекспир – лучше".
Театр, как лекарство от грусти
Армен Джигарханян производит впечатление человека очень увлеченного, живущего в настоящем и устремленного в будущее. Но, между тем, многие из нас помнят его прошлые роли, памятные с самого детства. Ностальгирует ли Армен Борисович по прошлому? Или ностальгия – ощущение "придуманное", как он сам говорил в одном из интервью?
"Ностальгия – чувство литературное, — сказал Sputnik Армен Джигарханян. — Я думаю, что это чувство кто-то из удачных людей придумал и назвал это "ностальгия". Бывает какой-то момент грусти. Но я приду в театр, душу отведу, выйду на сцену, сыграю. И все! Так что я даже не знаю, что такое ностальгия".
Человек театра, Джигарханян не скучает по ролям в кино, считает их пройденным этапом, хотя, как говорил в одной из эпиграмм Валентин Гафт, "гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян".
"Бывает, что приглашают меня продюсеры и режиссеры, — говорит народный артист СССР. – Но я слишком дорого стою. Продюсеры мне говорят: "Нам легче четырех других актеров нанять, чем одного тебя". А я и не спорю".