Депутаты разберутся в Конституционных реформах

Национальное Собрание Армении
Национальное Собрание Армении - Sputnik Армения
Подписаться
В ходе восьмого заседания пятого созыва Национального Собрания Армения парламентарии должны будут одобрить проведение референдума по проекту конституционных реформ

ЕРЕВАН, 15 сен – Sputnik. Первое заседание осенней сессии армянского парламента во вторник началось с основного вопроса, который волнует общественность на протяжении уже, как минимум, двух лет – это представленный президентом Армении проект конституционных реформ.

В ходе восьмого заседания пятого созыва Национального Собрания Армения парламентарии должны будут "дать добро" на проведение референдума по проекту представленного и инициированного президентом Армении Сержем Саргсяном проекта конституционных реформ. После того как депутаты проголосуют за предложенные изменения, а набрать они должны большинство голосов, проект будет в течение двух месяцев представлен на Всенародный референдум.

Предполагается, что если депутаты не станут "затягивать" обсуждения, то изменения будут приняты уже на следующей четырехдневке (5-8 октября), а сам референдум пройдет до конца ноября. 

Обсуждать или нет – оппозиция против


До начала обсуждений руководитель фракции Армянского национального конгресса (АНК) Левон Зурабян отметил, что АНК не только выступает против пакета предложенных реформ, но и будет голосовать против его включения в повестку обсуждений. 

По его словам, принятие конституционных реформ имеет большое значение для страны, и до их представления на референдум они должны быть детально представлены населению, в том числе, посредством обеспечения прямой трансляции с заседания парламента, чтобы общественность могла подробно ознакомиться с позициями политических сил.

Здание Национального собрания Армении - Sputnik Армения
Спикер: народу не нужно "заморачиваться" на сути реформ конституции
Спикер НС Галуст Саакян пошутил, сказав, что принимает шантаж, однако трансляцию заседания обеспечить не в состоянии – нет времени и финансовых возможностей.

"Я не вижу в этом необходимости, поскольку агитация и представление были осуществлены полноценно как сторонниками изменений, так и его противниками. В современном продвинутом и технологически развитом мире думаю, что нет людей, которые не имели возможности ознакомиться с документом", — сказал Саакян, добавив, что при необходимости все предложения, которые возможно войдут в итоговый вариант документа, будут обсуждены дополнительно.

Однако чуть позже на заседании Саакян сообщил о решении Совета Общественной телекомпании, которая обязалась за счет собственных сэкономленных ресурсов обеспечить прямую трансляцию, начиная с 16-го сентября.

Член оппозиционной фракции "Наследие" Заруи Постанджян попыталась заявить о незаконности проведения обсуждений, отметив, что законопроект не может обсуждаться в отсутствии автора – президента Армении Сержа Саргсяна. На подобную реплику спикер предложил депутату ознакомиться с регламентом парламента, согласно которому вопрос может представлять представитель президента, тем более, что это была инициатива нескольких политических сил.

Несмотря на недовольство оппозиционных сил, вопрос, тем не менее, был включен в повестку 104 голосами за, 15 против и 4 воздержавшимися.

В чем суть реформ

В ходе сегодняшнего заседания представитель президента в Национальном Собрании Армении, член экспертной комиссии по подготовке конституционных реформ и основной докладчик изменений Вардан Погосян представил основные положения проекта реформированной Конституции, а также ответил на несколько вопросов депутатов.

Так, согласно проекту новой Конституции, президент Армении избирается сроком на семь лет (вместо нынешних пяти) не общенациональным голосованием, а собранием выборщиков, состоящим из депутатов парламента и избранных представителей органов местного самоуправления (граждан Армении), равных по численности количеству парламентариев. Один и тот же человек может быть избран президентом всего один раз.

Документом высшим органом исполнительной власти провозглашается правительство, которое разрабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику на основе своей программы. На правительство возложено также общее руководство системой государственного управления.

Новый проект обязывает президента назначить премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах. При этом если парламентские силы не смогут договориться по  кандидатуре главы правительства, то Национальное Собрание будет распущено.

Согласно обнародованному документу, Вооруженные силы подчиняются правительству, а верховным главнокомандующим ВС во время войны является премьер-министр.

Кроме того, проектом устанавливается, что избираемое на пять лет по пропорциональной системе Национальное Собрание (однопалатный парламент) состоит как минимум из 101 депутата. В законодательном органе планируется предоставить места для представителей национальных меньшинств.

Причем при отсутствии по итогам выборов стабильного большинства в парламенте, предлагается провести второй этап голосования, в котором участвуют две партии, получившие максимальные голоса. Победитель второго тура получит дополнительные мандаты.

"Спустя 25 лет после принятия первой Конституции, к сожалению, не все предусмотренные в ней положения были реализованы полноценно. Однако для ее эффективной деятельности необходима не только сбалансированная Конституция, но и следование ее положениям", — сказал Погосян.  

Депутаты "за" и "против"

Предложенный проект был не однозначно воспринят депутатами, которые скорее высказывались против инициатив властей, чем по конкретным предложениям реформ. В результате обсуждений были выдвинуты также и обвинения в адрес властей, и призывы к импичменту,были сделаны даже заявления о попытке узурпировать власть посредством новых поправок.

Глава партии "Процветающая Армения" Наира Зограбян заявила, что они ознакомились с документом, но пока воздержатся от комментариев, добавив, что окончательное мнение партии будет зависеть от того, насколько будут приняты внесенные ими предложения и изменения.

Член оппозиционной фракции АНК Арам Манукян считает, что по объему и содержанию предлагаемая реформированная Конституция скорей напоминает полноценный новый документ как по содержанию, так и объему.

"Тут не только полностью меняется концепция и подходы к построению власти, но и предусмотрено значительно больше пунктов, чем в действующей Конституции. Изменения не могут быть больше по объему, чем действующая Конституция, это неприемлемо и лучше было назвать ее новой", — сказал Манукян.
Ереван, Армения - Sputnik Армения
Всенародный фронт "Нет" будет бороться против реформы конституции
Руководитель фракции "Оринац Еркир" Эгине Бишарян считает, что не представлено исчерпывающего ответа относительно целесообразности предложенных изменений, тем более, что последние "не решают основных поставленных перед Конституцией задач". А член той же фракции Ованнес Маркарян отметил, что переход к парламентской системе правления в условиях военной угрозы недопустим.

"В сложных ситуациях необходимо принятие оперативных решений, что не будет гарантировать новая система, а единоличное руководство страны со стороны премьера не позволит ни парламенту, ни президенту оказывать влияние на принятие окончательных решений", — сказал Маркарян. 

Подводя итоги первого дня обсуждений вице-спикер, член правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов отметил, что большинство политических сил и общественности  активно приняли участие в обсуждениях, что свидетельствует о политической консолидации.

"Конечно, у предложенного проекта конституционных изменений есть и противники, однако они пока не смогли представить никаких обоснованных предложений для отказа от проведения референдума, заявляя исключительно о необходимости смены власти", — сказал Шармазанов. 

В среду депутаты продолжат обсуждения.

Лента новостей
0