ЕРЕВАН, 20 сен — Sputnik. Автомобильные технологии развиваются стремительно, и не за горами тот день, когда водитель станет обыкновеным пассажиром: машины станут полностью автономными. Согласно докладу Ассоциации автомобильной промышленности Германии, автотехника сейчас находится на втором этапе автоматизации, а всего их пять. Таким образом, полноценный автопилот станет реальностью не раньше 2030 года.
Однако и сегодняшние достижения в области автомобильной электроники поражают воображение. АиФ.ru собрал интеллектуальные системы, которые работают уже сегодня, а завтра станут массовыми и выведут безопасность дорожного движения на новый уровень.
Автономное торможение
Из-за чего автомобили бьются чаще всего? Оказывается, из-за несоблюдения дистанции водителями. В США подсчитали: каждые 17 секунд зазевавшийся шофёр врезается во впередиидущую машину. Такие ДТП редко приводят к тяжёлым последствиям, но негативно влияют на трафик, закупоривая города в пробках. И это нешуточный ущерб для экономики: потери от дорожных заторов исчисляются миллиардами долларов. Решение проблемы — интеллектуальные вспомогательные системы, останавливающие автомобиль без участия водителя.
Подобные устройства уже применяются, например, Volvo, Ford и Mercedes-Benz. Измеряя дистанцию при помощи радара, они сначала предупреждают водителя, а при отсутствии реакции — тормозят машину самостоятельно. Пока что подобной системой можно лишь доукомплектовать автомобиль, она не входит в перечень базовых опций безопасности, как, например, ABS или подушки безопасности.
Однако Национальная администрация безопасности дорожного движения США сочла интеллектуальную систему торможения настолько полезной, что рекомендовала её к установке в каждый автомобиль, продающийся на территории страны. Это предложение поддержали крупнейшие автопроизводители: Audi, BMW, Ford, Volkswagen, Toyota, General Motors и Mercedes-Benz. Таким образом, она станет первой штатной системой, направленной не на смягчение последствий ДТП, а на предотвращение аварии.
Сетевое общение автомобилей
Самой передовой страной в области дорожного движения принято считать Швецию: новаторские идеи в области БДД в 1997 были объединены в государственную программу Vision Zero, что позволило добиться наименьшей смертности на дорогах среди стран Евросоюза. Однако нельзя не признать, что в последние годы пионерами дорожной безопасности всё чаще выступают США. Неудивительно — количество летальных ДТП в Америке вдвое выше, чем в Европе; это серьёзная проблема, требующая неотложного решения.
Одна из американских разработок в области безопасности — системы V2V (vehicle-to-vehicle — «автомобиль — автомобилю») и V2I (vehicle-to-infrastructure — «автомобиль — дорожным объектам»). Это протоколы обмена данными между автомобилями и различными придорожными строениями, функционирующие наподобие Wi-Fi. Оборудование включает в себя приёмо-передающее устройство, осуществляющее устойчивую связь между участниками сети на расстоянии 800–1000 метров. На основе данных GPS, показаний спидометра, одометра и акселерометра бортовой компьютер рассчитывает вероятность столкновения.
Что это может дать на практике? Например, если на встречной полосе находится машина, а система фиксирует пересечение осевой — водитель получит предупреждение об опасности манёвра. Или проезд перекрёстка: если компьютер сочтёт, что машины столкнутся на пересекающихся курсах, он может затормозить одну из них — тем самым предотвратив, казалось бы, неизбежную аварию.
Оборудованные V2V машины постоянно обмениваются данными. Если у кого-то из участников сети сработала система стабилизации курсовой устойчивости, все находящиеся поблизости водители будут предупреждены, что на дороге может быть гололёд. Или представьте себе, что в пробке движется карета скорой помощи или пожарные; умная электроника сообщит водителям о том, что необходимо уступить ряд, раньше, чем они увидят мигалку. Словом, вариантов взаимодействия множество.
Конечно, пока что это больше похоже на научную фантастику, но прототипы V2V уже довольно давно тестируются компанией General Motors на автомобилях марки Cadillac. Самой большой проблемой является то, что для полноценного функционирования системы к сети должны быть подключены все без исключения участники движения. И если с машинами этого ещё возможно достичь, то как быть с мотоциклистами, мопедистами, велосипедистами или, скажем, гужевыми повозками? Пока что этот вопрос остаётся без ответа.
Безопасность пешеходов
Укрытый за силовым каркасом из высокопрочной стали и окружённый подушками безопасности, водитель сегодня более-менее защищён от последствий ДТП. Чего не скажешь о других участниках движения. Однако о безопасности пешеходов и велосипедистов автопроизводители тоже не забывают. Опции, о которых рассказано ниже, уже устанавливаются на автомобили премиального сегмента. В ближайшем будущем они станут таким же штатным оборудованием всех без исключения машин, как ремни безопасности.
Любой автомобилист знает, что увидеть пешехода в тёмное время суток — задача не из лёгких. Зачастую он появляется на проезжей части совершенно неожиданно для водителя. И дело тут не в невнимательности: в темноте у человека ослабляется периферийное зрение и глубина восприятия. Однако то, что не в состоянии разглядеть человек, может обнаружить электроника.
Системами «ночного видения» сегодня оборудуются автомобили таких марок, как Mercedes-Benz (Night View Assist) и Toyota (Night View) — эти бренды используют «активное» обнаружение живых существ при помощи встроенного в блок головного света источника инфракрасного излучения. Дополнительная «подсветка» позволяет объективу тепловизора обнаруживать пешеходов на дистанциях до 300 метров.
Системы попроще (скажем, Intelligent Night Vision компании Honda) не имеют собственной инфракрасной подсветки, поэтому тепловизор может обнаружить «цель» только за счёт её собственного «свечения» (температура тела человека обычно выше окружающей среды), что существенно сокращает дистанцию распознавания — до 150–200 метров.
Любопытно, что компания BMW вдобавок к обычному «ночному видению» разработала ещё и вспомогательную систему Dynamic Light Spot. Это сверхчувствительные датчики, улавливающие сердцебиение на расстоянии до 100 метров. Помимо предупреждения водителя о том, что в опасной близости от автомобиля находится человек, система оповестит пешехода. Для этого используются яркие поворотные диоды, встроенные в противотуманные фары.
Но что, если удар всё-таки произошёл? Ответ на этот вопрос дают инженеры Volvo: хэтчбек V40 стал первой в мире серийной машиной, оборудованной системой безопасности для пешеходов. Датчики удара, расположенные в переднем бампере, дают команду на подрыв пиропатронов, которые приподнимают капот машины и надувают подушку, закрывающую низ лобового стекла. Таким образом, сбитый человек падает на довольно податливый тонкий металл капота, не соударяясь с жёсткими компонентами подкапотного пространства. Кроме того, исключается риск удара о лобовое стекло и стойки, который чаще всего приводит к тяжёлым травмам.