Тигран Майтесян: для меня игра на скрипке Амати – это молитва...

© А.МарцинкевичСкрипач Тигран Майтесян
Скрипач Тигран Майтесян - Sputnik Армения
Подписаться
Маэстро Тиграну Майтесяну дано исключительное пожизненное право играть на уникальной скрипке, созданной старейшей семьей итальянских мастеров смычковых инструментов Амати.

В Армении в эти дни находится Тигран Майтесян, профессор Бельгийской консерватории, профессор медицинского факультета (лаборатория нейро- и психофизиологии) Католического университета города Левен в Бельгии, доктор искусствоведения, научный консультант Междисциплинарного научно-исследовательского центра музыкального творчества Государственной консерватории имени Чайковского, известный скрипач, лауреат премии Golden Label. Он стал одним из инициаторов проекта "Майн Спеллер", важным аспектом которого является изучение взаимосвязи акустического звука с эмоциями пациента. Являясь художественным руководителем фестиваля "Миди из Minimes" в Брюсселе, Тигран Майтесян способствует внедрению этого проекта в университетах Беларуси, Армении и России.

Маэстро Тиграну Майтесяну дано исключительное пожизненное право играть на уникальной скрипке, созданной старейшей семьей итальянских мастеров смычковых инструментов Амати. Таких скрипок в мире сохранилось всего около двадцати. В руках Майтесяна скрипка Амати приобретает божественное звучание и действует исцеляющее. В интервью порталу Sputnik Армения профессор рассказал о дальнейших творческих планах и своем видении современного мира.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей скрипке…

— Эта скрипка – дар Божий. Я имею право играть на ней до конца жизни. И это для меня большое счастье. Скрипка была изготовлена в 1655 году Николо Амати. Хотя некоторые мастера считают, что это Страдивари, так как последний был учеником Амати, а лак задней деки похож на лак Страдивари. Причем эта скрипка невероятным образом моя, она подходит к моему сердцу, моей душе. Для меня каждая нота – это молитва. Это моя форма медитации. Я пытаюсь играть для Бога, для Космоса с максимально открытым сердцем, что позволяет инструменту звучать.

- Каковы ваши дальнейшие творческие планы?

— В следующем году мой оркестр "Майн Спеллер" впервые выступит в Армении. Вообще, я считаю, что армяно-бельгийское сотрудничество очень важно. Должен отметить, что сейчас ведутся переговоры о создании совместного фестиваля. В этом нам большую поддержку оказывает Министерство культуры Армении, в связи с чем я хочу выразить свою благодарность главе ведомства. 

- Мир совершенно изменился, стал очень материальным. Искусство, литература как бы отошли на второй план…

— Не надо воспринимать происходящее как глобальную катастрофу. Всегда есть те, кто движет этот мир вперед. Очень важно, чтобы родители правильно ориентировали детей. Нужно стремиться к прекрасному, к вечному. Это и классическая литература, и музыка, архитектура — искусство в целом. Надо жить своей культурой, прекрасно знать ее, одновременно вбирая в себя культуру других народов.

— Музыка имеет национальность?


— Я считаю, что музыка не имеет национальности. Ярким примером этого является Комитас. Да, мы считаем его своим. Но сегодня он является достоянием мира. Музыку Комитаса с восторгом слушают во всем мире. То же касается современных композиторов Тиграна Мансуряна, Ваче Шарафяна. То есть, я считаю, что красивое – это интернациональное.

- Как возникла идея связать музыку с процессом лечения?

— Это идея Марка Ван Улле, феноменального человека и профессора, лауреата многочисленных премий и обладателя наград королевской фамилии Бельгии. Он организует проекты по нейро- и психофизиологии, нейролингвистике. Самое интересное, что у него много музыкальных проектов. В частности, я привлечен в эти проекты по части скрипки. Я отвечаю за музыкальную часть проектов и успешно их реализую. Для меня огромное счастье, когда пациенты, которые не имели возможности общаться с людьми, благодаря музыке, благодаря звукам, начинает это делать. Среди этих людей есть и  страдающие нарушением психического развития и инвалиды. Это очень-очень гуманные проекты.

- То есть, благодаря музыке эти люди начинают со временем легче социализироваться?

— Да, и мы уже знаем, на какой частоте надо включать музыку, мы знаем какая нота, какой звук приятны именно этому человеку. Мы можем сделать так, чтобы агрессивного человека успокоить, а спокойного сделать активнее. У нас есть идея открыть в Армении нейрореабилитационный центр для аутистов. Но для ее реализации нужны меценаты.

Лента новостей
0