Обладательница литовской фамилии, режиссер Наталья Беляускене живет в Подмосковье. А в 2012 году ее фильм "Если все" был выдвинут от Армении на кинопремию "Оскар" и прошел в список номинантов. Режиссер ответила на вопросы "Sputnik".
- Твой фильм номинировался от Армении на «Оскар». Как тебе, россиянке, это удалось?
— Я к этому вовсе не стремилась. Ты никогда не можешь предположить, что произойдет с твоей картиной. И никак не можешь повлиять на ее судьбу. Состоялась она или нет для самого режиссера – вот, что самое главное.
- Фильм рассказывает про войну в Карабахе. Откуда этот замысел?
— Замысел возник в голове продюсера и актера Микаела Погосяна, который решил снять большое национальное кино. И президент Армении дал ему какую-то небольшую сумму. В контексте большого кино –просто копейки. А Миша, будучи новичком в продюсерстве, видимо, решил, что этих денег хватит. И вступил на этот путь. У нас был очень маленький бюджет. В результате на всем экономили. Не был путь усыпан розами.
- Ты думала о наградах?
— Когда ты делаешь кино, то не думаешь о том – фестивальное оно будет или нет. Ты думаешь только о том, как бы ты его посмотрел. Но мне было очень трудно, потому что я никакого отношения к Армении не имею, на самом деле. Во мне нет армянской крови, я никогда до этого даже не бывала в Армении. Я просто приехала, и начала постигать эту страну.
И я полюбила Армению. Это было самое важное, что со мной там произошло. Какое-то бесконечное количество прекрасных людей встретилось на моем пути. Каждая картина приносит много хороших людей в твою жизнь. Но в случае с фильмом «Если все» – как-то особенно много.
Тепло и приятно принимала Армения. Теперь я ее очень люблю. Я хочу снова туда поехать. Кстати, когда смотрят картину, очень многие люди хотят поехать в Армению. Мне говорили, что моя картина заряжает людей желанием быть в этой стране. Потому что в фильме есть моя любовь, есть мой не холодный взгляд.
- Ты что-то знала о Карабахской войне?
— Я очень боялась наврать. Потому что я все-таки – человек со стороны. Поэтому я не ленилась путешествовать по стране, встречаться с людьми, слушать их истории. Вообще, наверное, я услышала истории на сто картин. Столько искалеченных, сломанных этой войной судеб, странных историй.
— В 2012 году ты ведь возила эту картину на "Киношок". Как ее встретили?
— Я представляла армянский фильм в конкурсной программе. И была большая делегация Азербайджана с ретроспективой фильмов. И, конечно, азербайджанские кинематографисты строго смотрели мое кино, а на пресс-конференции задавали неудобные вопросы.
После закрытия фестиваля, на банкете, я подошла к представителю Азербайджана, который задавал больше всего вопросов, и сказала: "Если вы считаете, что я вас в чем-то, как-то в моей картине обидела, я прошу у вас прощения"> И у него прямо навернулись слезы на глаза. Он сказал: "Это вы меня простите!" Мы обнялись. И случилось примирение.
- Как тебя номинировали на «Оскар»?
— С "Оскаром" была смешная история. Потому что я находилась в тот момент в Питере, снимала со второй группой какой-то экшн. Когда грязь, погони, когда ты стоишь по горло в болоте. Это было что-то самое такое трэшевое, что, может быть, я снимала со своей группой. И в этот момент мне приходит эсэмэс: "Мы, армянская киноакадемия, номинируем вас на "Оскар".
Честно говоря, в той ситуации, это звучало как анекдот. Потому что я всем показывала: «Смотрите! Вот, на "Оскар" отправили!» Все со мной вместе хохотали, потому что это и правда смешно, когда ты стоишь вот так вот в грязи вся — номинированная на "Оскар".
А потом, некоторое время спустя, пришла новая эсэмэска, что нас все-таки взяли на "Оскар", что мы попали в лонг-лист. Ну, а потом продюсер туда ездил, что-то там происходило. Но это было помимо меня, потому что я занималась своими делами, и, в общем, честно говоря, даже пропустила момент объявления короткого списка. Через месяц говорят: "Знаешь, ты же не попала в шорт-лист!" Я говорю: "Да?" То есть, я не сидела, не болела.
- Совсем не переживала?
— Ощущение очень радостное. Это немножко как "Спортлото". Ты сидишь в зале и думаешь: "О! Кто сейчас приз получит?" И в этом есть определенная степень азарта. Но это никакого отношения к кино не имеет. К тому, что уже сделано. Фильм — это как ребенок, который уже родился.
Самое крутое, когда сидишь в зале и понимаешь, что народ затаил дыхание: что же будет там, на экране? Вот это – магия. Самое главное, на самом деле, – это путь. Я с нежностью вспоминаю тот опыт, который я приобрела, те мысли, которые меня посещали. Может быть, мою картину посмотрят через пять-десять лет, и кому-то она вдруг понравится. Я об этом не узнаю. Но она же там где-то живет! И это очень здорово!
— У фильма "Если все" был прокат?
— На самом деле, у меня, наверное, не самая удачная история. Потому что все-таки Армения – это не большой прокат. В Ереване – всего два кинотеатра. Хотя, конечно, картина больше месяца шла в кинотеатре, и реально туда народ ходил смотреть.
А в России были фестивальные показы. Картина была на Московском кинофестивале в международной программе, номинировалась на "Нику", получила приз фестиваля "Лучезарный ангел" в Москве. И потом в рамках программы "Свет лучезарного ангела" его возили по России.
Но самым ценным для меня стал приз, который я получила на Шукшинском фестивале. Вручали его в музее-заповеднике Сростки, на родине Василия Макаровича.
Но потом она появилась по 900 рублей, на дисках «Другое кино». Обложка в фестивальных значках, для любителей. А потом кто-то сказал, что за 100 рублей купил диск с моим фильмом в «Ашане». И тогда я обрадовалась. Потому что хоть так кто-то его увидит. Ну, вот, собственно, вся судьба моей прекрасной картины. Ну, и, конечно, она есть в Доме Кино и в Интернете. Уверена, что мой фильм смотрели армянские диаспоры по всему миру.
- Расскажем, как ты пришла в кино?
— У меня была куча высших образований прежде, чем я пришла в кино. Потому что папа сказал, что женщине хорошо быть экономистом или врачом. Врачом я точно не хотела быть. А что такое экономист – вообще с трудом понимала. Поэтому поступила в экономический вуз, закончила его, так и не полюбив и не узнав, что такое "экономист".
Потом я еще какое-то время размышляла о дальнейшей своей судьбе. И пошла в Академию внешней торговли. Защищала там диплом по рекламе. И меня даже преподавать оставляли. Потому что я как-то очень блестяще это сделала. Но я не стала преподавателем, потому что я, скажу по секрету, ничего в маркетинге не понимала. И я не знала, что мне делать в этой скучной профессии.
И тут на моем горизонте показалась Школа кино и телевидения Юрия Грымова. И я пошла туда учиться. В тот год преподавали Владимир Хотиненко, Александр Митта, Владимир Мотыль.
- Лучшие мастера!
— Ну, да. И на первом же семинаре пришел Хотиненко и сказал: "Так, я не понял, куда я пришел? Чему вас тут учить? Давайте так! Поднимите руки, кто из вас хочет снимать кино". И я первая подняла руку. Хотя я не думала об этом. И все! Мою судьбу развернуло на 180 градусов.
А потом через год я закончила Грымовскую школу, и поняла, что снимать кино мне нельзя!Не потому, что я этого не хочу или не умею, а потому что у меня нет высшего режиссерского образования. И я пошла на Высшие режиссерские курсы. Прихожу туда. А там срок обучения составлял два года. И все уже год отучились, а мне нужно было еще год ждать.
И я, понурая, выхожу на улицу. А навстречу мне идет Хотиненко. И говорит: "Натуль, ты чего?" Я говорю: "Ну, вот, хотела я продолжить учиться, а мне сказали, что надо ждать год". И тут он берет меня за руку и отводит к директору курсов со словами: "Я ее беру в свою мастерскую, сразу на второй курс". Директор возмущается: "Как так? Почему?" А Владимир Иванович ему объясняет, что программу за первый курс я уже отсняла в Школе кино. И все! Судьба моя решилась.
- Давай пройдемся по твоей фильмографии. Что ты сняла?
— Еще на курсах я сняла документальный фильм, который "спровоцировал" Герц Франк. Это – известный кинодокументалист, царство ему небесное. Он приехал с мастер-классом и попросил всех снять портрет человека – это задание такое было. Ну, я подумала, кого снять. И, в общем, сняла. Получилась хорошая документалка, за которую мне вручили "Святую Анну". Это приз такой фестивальный, студенческий. Это было очень круто.
Потом я снимала еще одну короткометражку, которая тоже поехала по фестивалям. Затем я снимала четырехсерийный фильм "Запасной инстинкт". Это была первая моя работа для телевизора. Дальше я решила: "Все! Буду по две серии снимать". И я сняла "Цвет неба" для канала "Россия". Потом я подумала: "У меня было четыре, две, теперь будет одна". И я сняла "Сокровище" — сказку такую телевизионную.
Следующим пунктом моей фильмографии стал полный метр "Если все" (о котором мы сегодня много говорили). И дальше, по идее, должны были следовать сплошные полные метры. Но я теперь снимаю детские новеллы в киноальманахе (смеется).
- Что ты привозила на Киношок в 2015 году?
— Я в третий раз приезжаю на "Киношок". Сейчас я участвую в конкурсе фильмов для детей «Кино-малышок» с новеллой "Ближе, чем кажется". Детское кино для меня – удивительный опыт, совершенно потрясающий. В рамках фестиваля мы ездим по разным городам, показываем детям фильмы.
Сначала я напугалась, когда увидела в зале детей по 8-10 лет. Потому что я не могла понять, насколько детское у нас кино. Ведь мы подняли такую взрослую проблему, что я не знала, как дети будут воспринимать, что они поймут. Но встретили с восторгом. И когда я спросила: "Дети! Ну, как вам наше кино? Понравилось?", все дети хором ответили: "Да!!!". И это было круто.
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что детская новелла «Ближе, чем кажется» Наталии Беляускене получила приз за лучший игровой фильм на фестивале "Святой Владимир" в Севастополе.
Как фильм из Армении «Оскар» получал
11:08 26.09.2015 (обновлено: 17:45 12.10.2015)
© Личный архив Натальи БеляускенеНаталия Беляускене
© Личный архив Натальи Беляускене
Подписаться
"…И я полюбила Армению. Это было самое важное, что со мной там произошло. Какое-то бесконечное количество прекрасных людей встретилось на моем пути", - сказала режиссер Наталья Беляускене.
© Sputnik