В последние месяцы споры о будущем саудовского режима набирают обороты. В случае падения режима, который сегодня является крупнейшим в мире экспортером нефти и одним из ведущих потребителей высокотехнологичного оружия США, нефтяные рынки перевернутся верх дном, а саудовское оружие разойдется по всему миру. Поэтому о вероятности расширения этой черной дыры даже подумать страшно, говорится в публикации турецкого издания, которую перевело ИноСМИ.
Параметры режима
Власть семьи, управляющей саудовским королевством, опирается прежде всего на то, что она продолжает быть хранителем и надзирателем главной исламской святыни, на ваххабизм, один из самых строгих толкований ислама, на то, что ее безопасность гарантирована США, а также на то, что и после событий, вошедших в историю под названием «арабская весна», она смогла купить согласие собственного народа на доходы от нефти.
Практически все из этих основ легитимности саудовского режима в последнее время определенным образом пошатнулись. Эти потрясения и послужили поводом для начала дискуссий о дальнейшей судьбе режима.
Катастрофы, произошедшие одна за другой в Мекке, поставили большой знак вопроса относительно способности режима выполнять свои функции, связанные с этой святыней и ежегодным периодом хаджа. То, что ваххабитская мысль привела в движение такого монстра, как ИГИЛ, и в целом исламистский салафитский терроризм, накрепко связало саудовский режим с международным терроризмом.
Война, которую режим поспешно начал в Йемене без какого-либо плана в силу своей иранофобии, как полагают эксперты, не дает каких-либо результатов и продолжает нести большую нагрузку для казны, а также ставить под сомнение управленческие навыки режима.
Тем временем касса режима стремительно пустеет. Причина в том, что режим проигрывает азартную игру, которую он ведет вокруг цен на нефть с целью выдавить американских нефтепроизводителей с этого рынка. Экономические расчеты саудовского режима основаны на цифре в 90 долларов за баррель нефти.
Реальная же цена почти вдвое ниже этой отметки. Доходы казны, которые на 80-90% зависят от экспорта нефти, постепенно сокращаются. Между тем потребление нефти внутри страны постепенно сокращает объемы добычи, идущие на экспорт. А деньги, которые новоиспеченный король Салман (Salman) по традиции раздал, чтобы гарантировать лояльность королевской семье, легли дополнительным бременем на бюджет.
Саудовский режим продолжает пользоваться доверием народа лишь потому, что внутри страны государство поддерживает на одном уровне цены практически на все основные товары и продолжает производить достаточное количество питьевой воды, регулярно опресняя морскую воду.
Порядок рушится
Падение доходов от нефти означает начало стремительного исчезновения инструментов, позволявших режиму пользоваться одобрением народа. И действительно, многие аналитики настаивают на том, что производство саудовских скважин проходит точку пика, и к 2030 году саудовская экономика станет чистым импортером нефти.
Судя по секретным (но просочившимся в прессу на прошлой неделе) документам, которые свидетельствуют об экономии и сокращении королем Салманом государственных расходов, можно подумать, что эффекты этого экономического давления уже выходят наружу.
Другой угрожающий стабильности саудовского режима фактор — расколы внутри королевской семьи. Согласно сообщению и документу, которые несколько недель назад были опубликованы в The Guardian, принц из королевской семьи (имя которого не называется) написал письмо с призывом к дворцовому перевороту против короля Салмана и его сына. Сообщается, что это письмо якобы нашло широкую поддержку среди других членов семьи и народа.
Два других фактора, представляющих угрозу для режима, — это напряженность в отношениях с одним из сильнейших государств региона — Ираном, а также ИГИЛ, которое начинает брать саудовский режим на прицел. Все это создает для саудитов чрезвычайно опасную геополитическую обстановку.
Еще совсем недавно саудиты перед лицом всех этих геополитических рисков полагались на защиту администрации США. Сегодня же сближение, которое США начали с Ираном, создало напряженность в отношениях саудовского режима и Вашингтона. С точки зрения интересов саудовского режима, множество неопределенностей таит в себе и то, что в период снижения влияния США в регионе в Сирию вошла Россия.
Оригинал статьи: http://baltnews.lv