Во время пребывания в Армении гостей из других стран каждый из них вынужден постоянно выбирать между хорошим и очень хорошим коньяком, и в итоге – брать и то, и другое.
Любому, кто прибывает в столицу Республики Армения со стороны аэропорта Звартноц, на въезде в город водитель или гид непременно покажет две главные достопримечательности этой страны. Так, в конце проспекта Адмирала Исакова на повороте в центр столицы вам сначала покажут (это слева по ходе движения на горе) Ереванский коньячный завод «АrАrАt», а затем – справа за мостом – Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат «Арарат-Ной».
В принципе, все это до «перестройки» было единым предприятием, начавшимся с первого в Армении винно-коньячного завода НерсесаТаиряна, созданного в том самом месте, где когда-то была заложена крепость Еревань и выкупленного в 1899 году русским промышленником Николаем Шустовым. Но сегодня – по законам свободного рынка, требующего конкуренции, ЕКЗ «Арарат» и ЕКВВК «Арарат-Ной» конкурируют примерно так, как конкурируют между собой, видимо, известные корпорации «Кока-кола» и «Пепси-кола». Хотя в Армении имеются и другие известные производители марочных коньяков.
Не хочу вдаваться в подробности того, в чем преимущества каждого из названных предприятий – в этом каждый любитель коньяка, бренди, мадеры и других, производимых здесь напитков может разобраться сам. Просто обращаю внимание на то, что Ереван встречает гостей первоклассным коньяком и им же провожает, поскольку после посещения Армении в магазине дьюти-фри аэропорта Звартноц гостю наверняка придется выбирать: что взять с собой в дорогу – бутылку «АрАрАта» или все же «Ноя».
Вот так: все время пребывания в Армении гостей из других стран каждый из них вынужден постоянно выбирать между хорошим и очень хорошим коньяком, и в итоге – брать и то, и другое.
Лично я считаю, что у Армении масса других достопримечательностей, и уж если говорить о символах страны и нации, я бы выбрал, конечно же, Матенадаран и Эчмиадзин. И все-таки без всемирно известных армянских коньяков образ и портрет этой страны был бы неполным. Ведь именно древняя Армения, её долины с виноградной лозой у горы Арарат стали колыбелью мирового виноделия. И это сегодня нужно не только помнить, но всячески использовать – для экономического и культурного развития страны.
Полагаю, что как 120 лет назад толчком к развитию армянской экономики стали шустовские коньячные заводы, так и сегодня Россия снова может стать катализатором развития названной отрасли в Армении, хотя уже, возможно, не столько как инвестор, сколько как самый заинтересованный потребитель.
Не секрет, что армянские коньяки всегда были одним из самых востребованных алкогольных напитков в СССР. Остаются таким продуктом они и сегодня. И особенные перспективы открываются у экспорта армянских коньяков в Россию начиная с текущего года.
Дело не только в том, что с января 2015 года Армения стала полноправным членом Евразийского Экономического Союза и тем самым получила гарантированный сбыт своей продукции на пространстве ЕАЭС, но и в том, что в условиях начавшихся против России экономических санкций Запада заморские коньяки резко подорожали. Подорожал и армянский коньяк, но не настолько, чтобы стать недоступным для основной массы российского потребителя.
Как утверждают российские эксперты, доля армянской продукции в общем объеме потребляемых в России коньяков и бренди в последний год существенно увеличилась. Это значит, что армянская продукция заняла прочную нишу на российском рынке и имеет самые благоприятные перспективы.
Иное дело с вином. Здесь Армения сталкивается с многочисленными конкурентами, в результате чего тот же российский потребитель, к примеру, пока не почувствовал особого шарма у армянских вин; он просто не выделяет их из общей массы того винного многообразия, которое формирует меню российских кафе и ресторанов.
Так, например, в российской столице и некоторых других городах активно развиваются сети ресторанов грузинской кухни, продвигающих – что естественно – грузинскую алькогольную продукцию. Но вот армянских ресторанов в России мало, но, как мне кажется, это то направление бизнеса, которое имеет определенные перспективы.
Впрочем, мое замечание про перспективы армянской кухни в России касается возможностей продвижения исключительно армянских вин. Если же вернуться к коньяку, то тут случай особый.
Известно, что коньяк и бренди практически не используются в национальной кулинарии. Их считают престижными, качественнымии эксклюзивными напитками, которые часто подают к столу как единственный напиток – и не обязательно с закусками. К примеру, в Армении считают, что коньяк подходит к любым блюдам и предлагают следующее «сопровождение» к армянскому коньяку: кофе, шоколад, крупный сочный виноград и сигара. Иногда – сыр и холодная вода со льдом.
Надо сказать, что подача коньяка в Армении наработана до мелочей; продвижение этого напитка на мировые рынки способствует также множество легенд, не обязательно достоверных. Так вот все это – и легенды, и брендирование – требуется сегодня и армянским винам.
Армянские вина производятся из аборигенных сортов винограда – уже этот факт возбуждает к ним интерес винолюбов. У них – древняя история и занимательная география. И все это – основания как для развития винного рынка в самой Армении, так и для экспорта винной продукции в Россию и другие страны.
Кстати, буквально на днях поступила новость: урожай винограда в Армении существенно превысил прошлогодние показатели, составив 301 тыс. тонн против 261 тыс. тонн за весь прошлый год. Это отличный показатель. Теперь нужно только перевести это количество винограда в качество произведенной продукции. Чтобы и у армянского, и у российского потребителя всегда был выбор из хорошего и очень хорошего.
Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС
В Армении всегда есть выбор между хорошим и очень хорошим
© Photo : Stock Photo
/ Подписаться
Не секрет, что армянские коньяки всегда были одним из самых востребованных алкогольных напитков в СССР. Остаются таким продуктом они и сегодня. И особенные перспективы открываются у экспорта армянских коньяков в Россию начиная с текущего года.