ЕРЕВАН, 4 ноя – Sputnik. Возможно, одной из причин является то, что в советское время Карлен Нуриджанян не пресмыкался перед партийной верхушкой. Другой причиной может служить его замкнутость, ведь он получил прозвище "Мзо", потому что мог неделями сидеть взаперти в мастерской и работать над своими скульптурами. Друзья говорили, что он пропадал на несколько дней, затем открывал двери своей мастерской для посетителей, которые оставались пораженными объему выполненной работы. Ему было сложно общаться с людьми, но со своими скульптурами он мог общаться часами. Sputnik-Армения удалось узнать подробности о замкнутой жизни мастера от его родной сестры – Лусинэ Нуриджанян.
![Скульптор Карлен Нуриджанян (крайний справа) Скульптор Карлен Нуриджанян (крайний справа) - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/81/1008133_0:0:1000:750_600x0_80_0_0_862f17fb04c00600edbf79875bcf41ac.jpg)
"Будучи маленьким ребенком, когда мы садились за стол, Карлик делал фигурки животных из хлебного мякиша" – рассказывает сестра скульптора.
Карлен Арсенович Нуриджанян родился в 1929 г. в семье каменотеса на улице Пушкина. С самого детства Карлен Нуриджанян приобщился к ручному труду. Его отец – Арсен Нуриджанян занимался оформлением лепнины на зданиях Площади Республики. Сын видел в отце пример для подражания и всегда стремился добиться больших успехов в архитектуре, чем отец.
В 1956 г. окончил Ереванский художественно-театральный институт, с окончанием которого связана интересная история. Для своей дипломной работы Карлен выбрал сидячую фигуру задумавшегося Мовсеса Хоренаци. Скульптор проводил много времени в мастерской, порой забывая есть и пить. Однажды домочадцы пришли проведать мастера и увидели поразительную картину – Карлен в позе зародыша заснул у скульптуры на руках. Сестра скульптора сетует: "Если бы тогда были сегодняшние технологии, мы могли бы сфотографировать, не утратили бы тот момент".
![Скульптура Ваагн Вишапаках Скульптура Ваагн Вишапаках - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/87/1008796_0:0:1000:1334_600x0_80_0_0_56700c48105390c6c99885950c2fca37.jpg)
Автор многих монументально-декоративных памятников, воздвигнутых в Ереване и в районах Армении. Тематика памятников Карлена Нуриджаняна широка и разнообразна. Богатые в своих пластических проявлениях они объединены яркой, неповторимой индивидуальностью художника. Монументальное видение мира, тонкое чувство материала, умение синтезировать в одной композиции камень и металл делают его работы поистине уникальными. Необычайно эмоциональным получалось у Нуриджаняна выявлять пластические качества материала.
Однажды, работая над очередным монументом, мастер упал и сломал ногу. До приезда скорой он, потрогав увечье, нарисовал на бумаге образ сломанной кости. Приехавшие врачи диагностировали перелом кости и отправили больного делать рентгеновский снимок ноги. Каково же было их удивление, когда, получив снимок, они сравнили его с наброском скульптора. Рисунок ничем не отличался от рентгеновского снимка, мастер смог искусно прочувствовать место перелома и в мельчайших деталях изобразить его.
![Наброски Карлена Нуриджаняна Наброски Карлена Нуриджаняна - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/82/1008253_0:0:960:627_600x0_80_0_0_a83fbb1c0dd28152b4f489d5608ac1d8.jpg)
Памятники павшим воинам в Великой Отечественной войне, установленные в различных селах Армении, сильные по патетическому звучанию, являют собой скорбные симфонии, посвященные героям. Через все творчество Нуриджаняна проходит образ армянки, то празднично наряженной в статуе "Добро пожаловать" (1968), то спокойно величавой в барельефе "Армянка" (1968).
![Скульптура Дарящая солнце Скульптура Дарящая солнце - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/85/1008583_0:0:1000:667_600x0_80_0_0_c53461917815f543b77332267f45de7a.jpg)
Значительное место в творчестве скульптора занимают монументально-декоративные памятники по мотивам армянских легенд. Герои древних легенд "Ваагн Вишапаках" (1968), "Айк Наапет" (1970), "Торк Ангех" (1982), ставшие символами освобождения народа, в наше время получили новое воплощение, приобрели иное звучание в скульптурах мастера. Ведь немногие в советское время знали, что за установкой каждой работы Карлен Нуриджанян следил лично. Для него было важно, чтоб стрела Айка была направлена в сторону Турции, а камень в руках Торк Ангеха целился на запад. Возможно, его патриотические взгляды стали одной из причин неприятия советской власти.
"Он мог бесконечно долго спорить с отцом о партии и будущем Армении, в этом вопросе он всегда выступал против отца, ибо тот был членом партии" – рассказывает сестра мастера.
"В голодные годы у изваяния "Торк Ангех" украли ноги, потому что она была сделана из кованой меди. Тогда никто не задумывался об искусстве, все думали о том, как продать, переплавить и т.п." – делится воспоминаниями Лусинэ Нуриджанян.
![Скульптура Торк Ангех Скульптура Торк Ангех - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/100/87/1008709_0:0:1000:750_600x0_80_0_0_f861cbb7a781e7efa04f03a9d47f0c1f.jpg)
К сожалению, в те годы большая часть работ мастера была утрачена. Можно винить в этом правительство, родственников или искусствоведов, не сохранивших работы скульптора для общественности. Однако сохранившиеся работы сегодня являются прямым доказательством его непризнанного таланта. Скульптуры Торк Ангех, Ваагн Вишапаках и Айк Наапет стали символами города и многих армянских организаций за рубежом. Тем не менее, мастера, изваявшего их, никто не знает, ведь его именем не названы школы, институты и улицы города.