ЕРЕВАН, 5 ноя — Sputnik. Соответствующий международным стандартам аэропорт "Звартноц", гордо стоя на перекрестке Европы и Азии, в равной степени восхищает как местных жителей, так и иностранцев. Так почему же армяне предпочитают аэропорт соседней Грузии? Ответ на этот вопрос достаточно прозрачен — цены на авиабилеты намного дешевле. Как и почему?
Возвращаясь в 2013 год, когда правительство объявило о политике «открытого неба», воздушное пространство Армении либерализировалось. А это означает, что между местными и иностранными авиаперевозчиками создалась конкурентная среда, в результате чего цены на авиабилеты должны были снизиться. Однако этого не произошло. Единственная местная авиакомпания «Эйр Армения», которая вошла в либерализованный рынок, в течение небольшого промежутка времени накопила множество долгов и перестала осуществлять авиарейсы. Отказались сотрудничать также многие другие авиаперевозчики.
«На данный момент изменились нормы лицензирования авиакомпаний в соответствии с европейскими стандартами. «Чешские авиалинии» и польский «Лот» возобновили армянские рейсы. Сейчас многие армянские компании представили заявки, финансовую устойчивость которых должен оценить совет из местных и зарубежных специалистов», — в беседе с нами сказала начальник управления по делам гражданской авиации и финансового регулирования при министерстве экономики Анна Чобанян.
Поскольку на внутреннем армянском авиационном рынке нет здоровой конкуренции, туристические агентства продолжают направлять заинтересованных лиц по более доступным путям, то есть через Грузию.
«Сегодня на поездку из Еревана в греческие Салоники необходимо 300 евро, а из Тбилиси билет в том же направлении обойдется в 190 евро», — говорит менеджер по авиабилетам Варсеник Тертерян.
Цены на авиабилеты также формируются из госпошлины, установленной нашим государством, так сказать «налогом на воздух», и из расходов на топливо.
Не секрет, что развитая авиация напрямую влияет на степень национальной безопасности. В условиях войны международные авиаперевозчики прекращают полеты. Только национальные авиакомпании осмеливаются подвергать опасности самолеты и жизнь летчиков. Наглядным примером служит война в Сирии.
Бывший начальник управления гражданской авиации Нагорно-Карабахской республики Дмитрий Адбашян вспоминает, какую роль сыграла наша авиация в годы освобождения Арцаха.
«Несколько раз в день армянские летчики возили из Еревана в Степанакерт оружие, топливо, а оттуда привозили раненых».
Специалист в области гражданской авиации считает, что государство должно выделить серьезные льготы для армянских авиакомпаний.
«Никто не упоминает тот важный факт, что в случае, если у нас будет много армянских авиаперевозчиков, то и потоки денежных средств в наш бюджет увеличатся, а сейчас получается, что средства только уходят. На всех направлениях на сегодняшний день действует монополия, поэтому и авиабилеты дорогие. Необходимо создать противовес сложившейся ситуации», — свою речь резюмировал Дмитрий Адбашян.
Тем временем, армянские и зарубежные специалисты обсуждают политику «открытого неба», связанную с ней вопрос национальной безопасности, приоритеты и опасности деятельности одного или нескольких авиаперевозчиков. В то же время армянские туристы, для поездки зарубеж ищут и находят в интернете более удобные для себя варианты доступных авиабилетов из грузинского аэропорта и мечтают, что в ближайшем будущем такие же цены будут действовать, в стоящем на перекрестке Европы и Азии, аэропорту «Звартноц».
Гоар Саркисян