ЕРЕВАН, 17 ноя — Sputnik. Авиационные власти Таджикистана представили доказательства принадлежности упавшего в Судане самолета АН-12 компании ALA International, зарегистрированной в ОАЭ, владельцем которой является армянский гражданин Гарник Папикян.
В первые дни авиакатастрофы в Южном Судане сообщалось, что самолет Ан-12 был собственностью то Таджикистана, то Армении, то ОАЭ. Через некоторое время оказалось, что он относится, так или иначе, ко всем этим странам.
Транспортный самолёт Ан-12, потерпевший крушение в Южном Судане, принадлежит компании ALA International, владельцем которой является гражданин Армении, соответствующие документы Sputnik показали в департаменте гражданской авиации Минтранса Таджикистана.Компания ALA International, которая зарегистрирована в свободной зоне аэропорта Шарджа (ОАЭ), являлась владельцем самолета Ан-12БП, разбившегося в Южном Судане. Таджикская авиакомпания Asia Airways лишь предоставила свой код этому самолёту, а Госслужба по надзору и регулированию в области транспорта Таджикистана зарегистрировала самолёт на своей территории.
В соответствии с ним, таджикская сторона предоставила код страны для этого самолёта.
"По договору, который был заключен между Asia Airways и ALA International, таджикская сторона не несёт ответственности за подобные происшествия. Здесь четко написано, что компания-эксплуатант — это ALA International, она и несет всю ответственность за безопасность полетов и техническое состояние воздушного судна. Экипаж и технический состав комплектуется компанией ALA International", — указывая на документ, говорит Азим.
Другой случай, когда в некоторых странах ВС советского происхождения уже просто не регистрируют.
Но случаев с крушением таких самолетов ещё не было, что и делает эту историю исключением.
Договор эксплуатации был нарушен?
Что именно случилось с самолетом, в департаменте авиации Таджикистана не говорят, потому что расследование еще продолжается, и заключение будут давать эксперты из Судана. Хотя на всякий случай, экспертная комиссия из числа таджикских авиаспециалистов все же вылетела в Южный Судан, чтобы разобраться в ситуации.
Указывается, что местом временного базирования данного эксплуатируемого самолета является аэропорт города Ош (Кыргызстан), аэропорт Айни (Таджикистан) или другой аэропорт по усмотрению сторон.
Оказалось, что подобных самолетов в Таджикистане еще четыре и все они транспортные.
Они эксплуатируются вне Таджикистана, и это стало одной из причин временной приостановки деятельности грузовой авиакомпании Asia Airways до выяснения всех обстоятельств этого происшествия.
Кроме этого, в Asia Airways проводится внеплановая проверка со стороны Госслужбы по надзору и регулированию в области транспорта Минтранса РТ.
Не развязанный узел
В первые дни авиакатастрофы сообщалось, что самолет Ан-12 был собственностью то Таджикистана, то Армении, то ОАЭ. Через некоторое время оказалось, что он относится, так или иначе, ко всем этим странам.
Зарегистрирован в Таджикистане, выполнял полеты, используя код таджикской авиакомпании Asia Airways, был собственностью компании ALA International, зарегистрированной в Шардже, а генеральным директором этой компании является гражданин Армении Гарник Папикян, который также является гендиректором авиакомпании Taron-Avia, зарегистрированной в Армении.
В письме за подписью Папикяна от 7 ноября 2015 года к авиационным властям Таджикистана отмечается, что компания глубоко сожалеет о произошедшем инциденте и подчеркивается, что таджикская сторона не несет ответственности за произошедшее. Как сообщили источники Sputnik, Папикян подтверждает подлинность данного письма.
"Просим авиационные власти Таджикистана учесть тот факт, что в соответствии с документом ИКАО 8335 гл.5 п.1,8 данный инцидент не затрагивает интересы Республики Таджикистан", — говорится в письме.
В Армении ситуацию для Sputnik прокомментировал член подкомиссии авиации Общественного совета Армении Левон Казарян.
ʺПроизошло серьезное нарушение, такая информация не должна была быть раскрыта, так как сейчас идет серьезное расследование авиакатастрофы, в котором принимают участие такие авторитетные организации, как ООН, Международный авиационный комитет (МАК), а также власти Таджикистана, представители завода-производителя самолетаʺ, — сказал Казарян.
По его словам, до конца официального расследования, эти данные не должны были публиковаться раньше времени.
Миллионы долларов и никакой ответственности
Что же касается регистрации самолета на территории Таджикистана.
Понятное дело, что регистрируют борты не за бесплатно, но, сколько стоит регистрация самолетов чужих для Таджикистана компаний на территории страны, неизвестно. Компания Asia Airways ссылается на коммерческую тайну, а дозвониться до Госслужбы по регулированию транспорта, которая и регистрирует воздушные судна, нам не удалось.
Однако авиатор, работающий в этой сфере много лет, сообщил Sputnik, что подобная сделка может стоить несколько миллионов долларов.
Для страны это, в принципе, выгодная сделка, так как за техническое состояние и безопасность полета, по условиям договора, таджикская сторона может не нести никакой ответственности, как и в случае с Ан-12.
"Таджикистан — не единственная страна, где регистрируют самолеты из других стран и компаний, — поясняет авиатор. — К примеру, российский "Аэрофлот" половину своих ВС регистрирует на Виргинских островах, в Кыргызстане часто применяется подобная практика. Да и некоторые авиакомпании Таджикистана регистрируют самолеты, например, в Шардже, но летают в Таджикистане. Подобная практика — не новое веяние в мире".
В свою очередь, Левон Казарян, комментируя вопрос ответственности сторон, отметил, что суданская сторона несет ответственность за то, что не смогли обеспечить безопасность полета.
ʺОбслуживание и безопасность полета должна была обеспечивать суданская компания, которая взяла этот самолет на эксплуатацию. Но пока комиссия не завершила расследование, не понятно, что стало причиной катастрофыʺ, — сказал Казарян.
В Армении самолеты советского происхождения давно уже не регистрируют. Видимо, это и привело к тому, что владелец борта, гражданин Армении, обратился к авиационным властям Таджикистана с тем, чтобы получить разрешительные документы на самолет и выполнять полеты.
Расследование в Южном Судане
Все четыре бортовых самописца Ан-12 были найдены, сообщают СМИ Судана, однако пока не ясно, когда будет обнародована информация, записанная на "черных ящиках". О причине крушения так же ничего не сообщается.
Тем временем в конце прошлой недели, тела пяти членов экипажа разбившегося самолета были доставлены в Ереван. Это командир корабля Геворк Товмасян, второй пилот Самвел Амбарцумян, бортинженер Самвел Мкртчян, авиатехники Армен Антонян и Сурен Петросян.
В состав экипажа также входил российский пилот — Волков М.Н. Тело погибшего летчика будет доставлено в Москву.
Транспортный самолет Ан-12 потерпел крушение 4 ноября. По предварительным данным, он упал при взлете в 800 метрах от взлетно-посадочной полосы. Спасатели обнаружили на месте крушения тела 36 жертв. При крушении погибли члены экипажа Ан-12 — россиянин и 5 граждан Армении, пассажиры самолета, а также те, кто находился в момент авиакатастрофы на земле. Выжили три человека.
Самолет Ан-12Б регистрационный номер-406, заводской номер 01347704, изготовлен Ташкентским авиационным производственным объединением имени Чкалова, летная годность была выдана 23 декабря 2014 года сроком до 26 ноября 2015 года. Самолет был выпущен в 60-х годах.
Эти виды самолетов производились Ташкентским авиационным производственным объединением с 1962 по 1972 годы. На этом заводе было выпущено всего 830 экземпляров таких военно-транспортных самолетов.