Ереванские этюды национальной оперы

CC BY-SA 3.0 / 517design / Aram Khachaturyan Monument in YerevanАрмянский национальный академический театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна
Армянский национальный академический театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна - Sputnik Армения
Подписаться
По проекту Таманяна, стена, отделяющая концертный зал А. Хачатуряна и театр оперы и балета А. Спендиаряна, должна была при необходимости опускаться, объединяя оба помещения в одно.

ЕРЕВАН, 22 ноя — Sputnik. Национальный Академический театр оперы и балета им. А. Спендиаряна — это не просто здание в самом сердце армянской столицы, спроектированное архитектором Александром Таманяном, это еще и стиль, отличающий Ереван от других городов мира.

В строительстве этого храма искусства Таманян использовал лучшие традиции средневековой армянской архитектуры, стилизовал традиционный национальный орнамент, соединив два зрительных зала в едином овальном здании.

Еще в далеком 1911 году автор первого генплана Еревана, знаменитый армянский архитектор Александр Таманян, представлял себе Театр оперы и балета следующим образом:

"Xочу слепить театр, классический, передняя часть которого будет напоминать храм, зрительный зал палладиоский (Таманян имеет ввиду театр Олимпико — на севере Италии, спроектированный на исходе эпохи Возрождения по заказу местной "академии олимпийцев" архитектором Андреа Палладио), представляющий собой особенный классический храм без крыши, имеющий несколько входов из вестибюля подобно классическим входам храмов. Вестибюль должен представлять собой сад с колоннадами, салонами, скульптурами, скамейками, пешеходными переходами, фонтанами, при этом окна должны быть скрыты за колоннадами, откуда будет проходить свет…".

Из задуманного удалось немногое: лифт, лестницы классического строения, колонны, напоминающие немного Акрополь, а залы — Колизей. Таманян хотел создать здание, состоящее из летнего и зимнего театров, отделенных между собой стеной, которая при необходимости опускалась бы, объединяя тем самым оба зала. Сейчас это концертный зал государственной филармонии им. Арама Xачатуряна и зал Национального академического театра оперы и балета им. Александра Спендиаряна.

И так началось строительство…

По словам экскурсовода Анны Xачатрян, Таманян мечтал о создании оперного театра, соответствующего стандартам классического искусства. "До 1930 года на "Площади свободы" в Ереване была расположена часовня Гетсемани (Гефсиманская). Выбор архитектора пал на нее, так как прежде на этом месте был расположен языческий храм, посвященный мелодии и музыке", — говорит Анна. "Хачкар" (камень-крест) в вестибюле здания театра и оперы был установлен именно в память о часовне Гетсемани.

Автор тогда и не знал, что проект здания "Государственного театра оперы и балета им. Спендиарова", спустя год после его смерти, в 1937 году, во Франции получит "гран-при". Уже к 1950 году оперный штат будет состоять из 400 человек.

"Алмаст" в Ереване

Заслуженный деятель культуры Армении Сергей Аракелян, отмечает, что 20 января 1933 года была поставлена опера "Алмаст" на музыку Спендиаряна, под руководством одесского дирижера Самуила Столермана. Этот день принято считать днем основания национального театра. "К стыду армян, ереванское представление "Алмаст" было четвертым. Первая постановка состоялась в 1928 году на сцене "Большого театра", вторая в Тбилиси, третья в Одессе, а четвертая в Ереване", — делится воспоминаниями Аракелян.

В 1935 году после постановки балета «Лебединое озеро» театр приобретает статус театра оперы и балета.

Дух оперы

Гардеробные, дух эпохи, подвальные помещения. В уютной светлой комнате с большими зеркалами во всю стену, периодически проходят балетные и оперные репетиции. Потайные лестницы ведут в разные комнаты, в одной из которых, работает руководитель костюмерного отдела Национального академического театра оперы и балета им. Спендиаряна Овсанна Амбарцумян.

"Мы живем здесь, как в одном большом доме. Эта традиция сохранилась еще со времен Гоар Гаспарян (советская и армянская оперная певица), несмотря на то, что темп жизни поменялся. Много дорогих воспоминаний осталось…", — рассказывает Амбарцумян, отмечая, что интерес к армянскому театру оперы и балета проявлял не только ереванский зритель.

Свидетельство тому сохранившиеся письма Роберта Шульца из Мюнхенского оперного театра, письма министра культуры Армянской ССР Маркаряна министру культуры Румынии Мурунеску. Большой фурор произвела серия театральных туров Ереван-Баку с 10 мая по 10 июня 1962 г., в рамках которого труппа ереванского театра дала 46 спектаклей и 30 концертов.

Музыка, танец с саблями, звук аплодисментов. Зритель сменился. Только костюмы из разнообразных представлений хранят запах театра оперы и балета эпохи его рождения, становления и развития.

 

 

Лента новостей
0