ЕРЕВАН, 24 ноя — Sputnik. Российский самолет Су-24 был сбит турецким F-16 — это признали официальные турецкие власти. Премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил о праве на ответ в случае нарушения воздушного пространства страны. Между тем, по сообщению Минобороны РФ, данные объективного контроля однозначно показали: нарушения воздушного пространства Турции не было.
Российский президент Владимир Путин назвал произошедшее "ударом в спину". Он отметил, что Су-24 был сбит над территорией Сирии в километре от турецкой территории, а упал на сирийской территории в четырех километрах от границы.
"Сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники террористов. По-другому я не могу квалифицировать то, что сегодня случилось… Это при том, что мы с американскими партнерами подписали соглашение о предупреждении инцидентов в воздухе, Турция, как известно, в ряду тех, кто объявил о том, что они якобы воюют с терроризмом в составе американской коалиции", — сказал российский лидер.
Эксперт по Ближнему Востоку Исраэль Шамир считает, что случившееся с российским истребителем вряд ли можно назвать обычным инцидентом.
"Я считаю, что это был не просто инцидент, а спланированная турецкая операция. Турция, видимо, ведет какую-то свою игру. И (президенту Турции Реджепу Тайипу) Эрдогану сейчас хочется мобилизовать турецкое общество, потому что у него есть ощущение, что он теряет контроль, что народ не доволен, в частности, его политикой по Сирии. А балансирование на грани войны может мобилизовать патриотический турецкий потенциал", — сказал Исраэль Шамир в эфире радио Sputnik.
"Сейчас российская авиация уничтожила огромное количество нефтевозов ИГИЛ. А куда они везли нефть? В Турцию. То есть, Турция понесла внушительные потери, через нее шел огромный поток украденных древностей, золота, денег, вся "отмывка" шла через Турцию. Иными словами, Турция "крышевала" ИГИЛ", — считает эксперт.
Он не исключает, что Турция ко всему прочему хочет продемонстрировать свою значимость.
"С одной стороны — это желание показать России, что есть там свои главари, свои "серьезные люди на районе", которые тоже могут командовать. Кроме того, есть еще один момент. То, что происходит в Сирии — это проверка российской боеспособности: ведь Запад смотрит с огромным вниманием, как русские будут справляться, когда окажутся под огнем", — полагает Исраэль Шамир.