ЕРЕВАН, 29 ноя — Sputnik. На Земле осталось еще много уголков, куда не проникли благи цивилизации. Однако с каждым днем их становится все меньше, ведь с развитием технологией и в условиях глобализации все сложнее сохранить свою самобытность. На этом фоне ценен опыт Японии, которой удалось совместить культурные традиции и высокие технологии, при этом, не утрачивая свою уникальность.
К примеру, одно из последних достижений робототехники в Японии стал симулятор мечника — аппарат способный копировать движения самурая и искусно разрезать различные предметы, используя древнюю японскую технику Яиджутсу.
Одна из немногих сфер, сохранивших своеобразие японской культуры — музыка. Среди традиционных инструментов, наряду с кото и сямисеном, не стоит забывать о сякухати, бамбуковой полуметровой флейте. Этому музыкальному инструменту более тысячи лет и подобно своему ровеснику — дудуку — сякухати обрел популярность во всем мире совсем недавно. Как и дудук, звуки сякухати получили всемирную известность лишь после того, как были использованы в блокбастерах.
История сякухати необычайно интересна: в древности самураи, решающие отойти от мирских дел, направлялись в храмы, где в обмен на меч получали сякухати, с помощью которого пытались достичь просветления. Воины часами медитировали в саду, играя на сякухати, что, по некоторым данным, и привело к тому, что на инструменте можно играть как стоя, так и сидя.
И вот звуки музыки дошли до Еревана. Солист и преподаватель игры на японской бамбуковой флейте сякухати, композитор и исполнитель произведений традиционной японской музыки Ёсукэ Ириэ, приехав в Ереван, решил порадовать армянскую публику своим мастерством игры на сякухати. Мастер, в Японии его назвали бы сенсей, исполнил в центре японской культуры "Хикари" как традиционные мотивы, так и авторскую музыку. Помимо самого концерта, сенсей попутно рассказывал об истории японской музыки, ее развитии и становлении.
В древности на сякухати играли в полном одиночестве, для достижения единения с природой и миром. Однако сегодня сякухати все чаще можно встретить в арсенале джазовых бэндов, которые используют звуки флейты для ремиксов классической музыки.
Звуки сякухати прозвучали и в эфире радио Sputnik Армения. Ириэ также рассказал о своем творческом пути, о том, как зародилась его любовь к этому инструменту. Как и большинство японцев Ириэ продолжил дело своих предков и, последовав примеру дедушки, стал играть на сякухати. Одной только технике движения головой во время игры мастер учился три года, ведь звук сякухати кардинально меняется в зависимости от положения головы.
Ириэ сенсей играет на инструменте вот уже 20 лет.
Для кого-то это целая жизнь, но для японцев стольких лет едва ли достаточно для познания самого себя и окружающего тебя мира. Хочется перенять умение японцев достигать гармонии с природой, именно это отличает их от всех жителей планеты.