О безопасности в странах Центральной Азии и Закавказья, о подстрекательствах внешних игроков и превентивных мерах с корреспондентом Sputnik поговорил эксперт Центра аналитических исследований, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
- Семен Аркадьевич, что, на Ваш взгляд, на фоне обострения российско-турецких отношений может дестабилизировать ситуацию в странах Центральной Азии и Южного Кавказа: внутренние или внешние угрозы?
— В связи с последними событиями, связанными с Турцией, нам стоит ожидать некого "ответа" Турции на среднеазиатском и южно-кавказском направлении. Пример — недавний визит главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу в Азербайджан, где, по сути, турецкая сторона занималась подстрекательством и дестабилизацией ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта. Это само по себе, чревато в целом для ситуации на границах России и для Закавказья.
Что касается Средней Азии, надо четко понимать, что национальная разведка Турции совместно с Соединенными штатами и их разведсообществом всегда активно работала с различными небольшими террористическими группировками центрально-азиатского происхождения: и с "Исламским движением Узбекистана", и с "Союзом Исламского Джихада", и с "Исламским движением Восточного Туркестана".
Учитывая, что еще два года назад турецкая разведка и американские службы перебрасывали с юго-востока Афганистана на северную границу с центрально-азиатскими государствами отряды этих вооруженных структур, то следует ожидать обострения ситуации.
- Какие превентивные меры могут предпринять государства Южного Кавказа и ЦА совместно с Россией, чтобы не допустить эскалации напряженности?
— Во-первых, Россия должна четко дать понять Азербайджану, что дестабилизация ситуации вокруг нагорно-карабахского конфликта недопустима, тем более, Армения — член ОДКБ, и в стране находятся российские пограничники (в городе Гюмри на севере Армении развернута 102 российская военная база — прим. ред.).
Что же касается Центральной Азии, то тут надо думать об изменении дислокации 201-й российской военной базы. У РФ есть соглашение с Таджикистаном: российская сторона имеет право в течение пяти лет перемещать свои подразделения. России необходимо перебазировать свои формирования на горно-бадахшанское направление. Именно территория афганского Бадахшана самая опасная: оттуда стоит ожидать основных неприятностей.
— Владимир Путин, выступая перед Федеральным собранием, заявил, что Россия "не будет бряцать оружием", но власти Турции просто так не отделаются за убийство летчиков. Как, на Ваш взгляд, будут дальше развиваться отношения между странами, удастся ли разрешить кризис?
— Я вижу дальнейшее обострение ситуации и России надо быть готовыми ко многим достаточно серьезным аспектам всего этого. Не нужно думать, что завтра все это "рассосется". Пока Эрдоган у власти, ничего хорошего в перспективе я не вижу.