ЕРЕВАН, 5 дек — Sputnik, Давид Галстян. Скоро в Армении откроются избирательные участки с готовностью принять в свои объятья политически активную часть населения страны.
Портал Sputnik Армения посетил один из избирательных участков в Ереване под номером 9/11, предлагающий жителям близлежащих домов (в том числе, действующему президенту) свою скорую "политическую" помощь.
Подходим к школе им. Спандаряна, где и расположился участок 9/11. Свет горит лишь в фойе. Мы вошли, сотрудники местного избиркома расставляли парты, убирали подальше зеленые стулья.
"Поставьте стулья там…Не так, в ряд… Принесите бумаги сюда… Поправьте журнал…", — отрывисто говорит помощникам председатель местной избирательной комиссии Карине Налбандян.
Увидев нас, один из членов комиссии, спрашивает: "вы наблюдатели?". Мой коллега фотограф отвечает: "Хуже. Мы — журналисты". Ему парируют, что рады и нам, и сразу просят зарегистрироваться.
Прохожу по участку, небольшая суматоха, хотя вроде бы практически все готово к предстоящему референдуму. Вот принесли Избирательный кодекс, списки избирателей давно уже приклеены потемневшим школьным скотчем.
"…6:20-6:30 все должны быть на месте, максимум, в 6:45…", — говорит Налбандян, складывая в стоящий недалеко от избирательной урны сейф ручки и какие-то бумаги. В это время фотограф пытается убедить одну из присутствующий кинуть в урну конверт или хотя бы сделать вид (для постановочного кадра). Женщина косо взглянула на моего коллегу и сказала, как отрезала: "не положено".
Обошли участок, все посмотрели. Прощаемся. Хотя ненадолго, завтра мы придем сюда снова.
Из окон школы, временно ставшей участком, виднеется аптека, расположенная на противоположной стороне улицы.
— Много ли людей обращается к вам в день выборов?
— Нет, как обычно, ничего особенного. Ни больше, ни меньше, — говорит усталая аптекарша.
На ее памяти только однажды 24 апреля (ред.- день памяти жертв геноцида армян в Османской империи) был заметен наплыв посетителей, а так — как всегда.
Решили выяснить, каким боком референдум коснется других местных объектов. Владелец магазина Володя, усердно раскладывает на прилавке водку, убеждая нас, что как и в прошлые выборы, не ожидает особой активности среди покупателей.
"Обычный день будет, только вот закроемся пораньше, — говорит он. — Проголосовать успею, но надо и отдохнуть, воскресенье все-таки".
Рядом с магазином продают шаурму, продавец устало прислонился к стеклу. Представляемся, спрашиваем, как прошел день, признается — "устал". Он тоже не ждет голодных посетителей, возвращающихся с референдума.
"Да зачем им приходить сюда, этот избирательный участок ведь для тех, кто поблизости живет, поедят и пойдут голосовать. Ко мне точно не придут", — говорит, улыбаясь, Вардан.
Самвел, на вид лет 70-ти, из соседней лавки, завидев нас, попятился назад. Он просит не фотографировать, но выражает готовность ответить на все вопросы. Рядом сидит его друг, что-то задумчиво ест, на нас "ноль" внимания.
"У меня совсем нет фоток, только тюремные в Америке", — шутит Самвел. Утром он поедет в свое село неподалеку от Еревана, чтобы проголосовать, а потом снова вернется работать. Идем дальше.
Женщина, продающая хлеб, сначала принимает нас с недоверием. Потом разговорились, охотно беседует. Обо всем, в том числе о референдуме. По вечерам ведь скучно, покупателей в это время нет.
По дороге, за расставленными на тротуаре ящиками с фруктами, сидят бабушки в надежде на покупателей.