ЕРЕВАН, 8 дек — Sputnik, Гоар Саргсян. В квартире профессионального музыканта Якова Заргаряна чувствуешь себя, как в музее. На стеклянных полках аккуратно расставлены расписные яйца из дерева с различными мотивами.
Они еще больше завораживают, когда узнаешь авторов шедевров — Минас Аветисян, Арутюн Каленц, Дмитрий Налбандян, Мартирос Сарьян, Александр Бажбеук-Меликян и целый ряд выдающихся личностей. На создание коллекции расписных яиц у Якова Заргаряна ушло более полвека.
Это был 1963 год. В праздник Пасхи Заргарян вышел в подъезд и увидел мальчишек, "дерущихся" на яйцах. Один из них предложил Заргаряну присоединиться к игре и протянул ему одно яичко.
Заргарян помнит, как сейчас, красно-бело-черное яичко с изображением Арарата, самолета и космонавта. Именно это яйцо и положило начало необычной коллекции Заргаряна.
«Первое яйцо коллекции разрисовал Мартирос Сарьян. Я попросил его нарисовать что-нибудь, но мастер ответил, что не владеет навыком такого рисунка. Но я предложил ему философски взглянуть на это, ведь Энгельс полагал, что "жизнь — это способ существования белковых тел", а яйцо в себе содержит большое количество белка. Значит, вы можете нарисовать саму жизнь. Сарьян без колебания сказал, что для него жизнь — это Армения. И нарисовал Армению», — рассказывает Яков Заргарян.
До сих пор Заргарян не может себя простить за то, что, будучи в Тифлисе, в доме Сергея Параджанова, он был настолько поглощен беседой с гением, очарован и взволнован, что забыл попросить художника сделать зарисовку. Яичко так и осталось лежать в кармане.
«Вернувшись в Ереван, вспомнил, что забыл. Было так обидно, что чуть не расплакался», — вспоминает Заргарян.
Рассказывает, что его деятельностью больше всего заинтересовался и был очарован Минас Аветисян (известный армянский художник). Он поддержал друга и воодушевил его. И сегодня Яков Заргарян хранит 940 расписных яиц 833 известных и неизвестных авторов из 100 городов 48 стран мира.
5 декабря Якову Заргаряну исполнилось 90 лет. Заргарян не скрывает формулу своей молодости и долголетия.
«Я всегда был начальником. В школе я был старостой, потом секретарем комсомола, в армии — старшиной, а на работе — деканом факультета. В жизни не брал взяток и спал со спокойной совестью. Секрет моего долголетия именно в этом», — с гордостью говорит Яков Заргарян, музыкант по образованию и коллекционер по призванию.
Рассказывая о своем возрасте, он говорит, что ему всего 90 лет. Уверяет, что даже в этом возрасте очень активен и видит в этом залог долголетия. Обещает, что коллекция пополнится новыми шедеврами, ведь это национальное достояние.