ЕРЕВАН, 12 дек — Sputnik, Лаура Саркисян. Горной цепью встали в ряд группа девушек и парней. Они готовятся к репетиции. Заиграет музыка, раздастся стук ног о пол и задребезжат окна зала. А пока танцоры дружно разминаются. Им танцевать сегодня древнейший армянский танец кочари.
Если профессионалы знают толк в этом танце, то для большинства это слово ассоциируется с понятием "наше", "родное". Всегда в шумных компаниях, на свадьбах, днях рождениях, застольях находятся храбрецы, которые и заводят всех остальных. Армяне всего мира танцуют кочари, в большинстве своем не зная точно, как же "правильно танцевать".
"Кочари впервые научился танцевать в армянской общине. Круг любителей постепенно расширялся, и профессиональных танцоров становилось больше. Теперь некоторые из нас преподают кочари младшим", — рассказывает представитель армянской общины Грузии Михаил Асатуров.
На вопрос как все-таки зародилось кочари, многие отмахиваются и отвечают, что не знают. Некоторые задают встречный вопрос, мол "а зачем знать, главное, что любовь к этому танцу живет у армян в крови".
В свою очередь создатель и руководитель ансамбля армянских этнографических танцев "Карин" Гагик Гиносян не согласен с подобным отношением к армянскому наследию.
"Мы сами о себе мало, что знаем, поэтому все наше очень легко берут и присваивают другие", — отмечает он, добавляя, что с детства в ребенке нужно воспитывать дух патриотизма.
На вопрос о становлении и формировании армянского народного танца кочари Гиносян отвечает: "Кочари возникло в языческую эпоху, когда были культы деревьев, воды, солнца, животных. Танец, повторяющий телодвижение, мощь и силу дикого овна, который всегда сражался за свои территории, за свое стадо, зародился в период культа дикого овна. До сих пор, спустя века, сохранились элементы этого культа как в архитектуре, так и в быту. Наглядным примером является танец кочари".
И действительно, преклонение овну нашло отражение в разных направлениях искусства. В частности, в архитектуре можно встретить элементы, схожие с рогами овна. Историки отмечают, что в период апогея культа овна многие скульпторы изображали не только рога, но и голову этого дикого животного. Армяне того периода считали, что если они будут бесстрашными, как овен, то никто не сможет из поработить.
Элементы культа отразились и в танце. Ведь кочари возник именно в тот период, на почве поклонения овну (на армянском хой). Был такой ритуал "вер хоянал" (возвышение), который подразумевал следующее: подобно овну подняться на задние копыта, возвыситься и силой ударить их об землю.
"Этот элемент сохранился в нескольких видах кочари. Группа, стоящая вереницей, поднимает ноги вверх и силой ударяет ими об землю", — рассказывает Гиносян и добавляет, что в ту пору, верхоянал также символизировал собой культ плодородия.
До 19 века кочари танцевали только мужчины, достигшие определенного возраста. Когда же танец потерял свое обрядовое значение и стал обыденным, то его начали танцевать и женщины.
"На сегодняшний день невозможно сказать, сколько разновидностей кочари было и есть, ведь в каждом районе, в каждой деревне есть свои особенности этого танца", — отмечает Гиносян, добавляя, что танец кочари подобен армянскому языку.
В армянском языке около 66 диалектов и, возможно, столько же "диалектов" и в кочари.
Примечательно, что кроме кочари на Армянском нагорье был распространен также танец "генд", что означает "круговой". "Генд могли танцевать все, не было разделения на мужчин и женщин, как в других танцах", — рассказывает Гиносян.
В те же времена получил распространение и танец вер-вери (в переводе возвышение). Что касается еще одного танца вернапар, то его танцевали в основном жрецы. Это был танец птиц. Наши предки верили, что птица ближе всех к Богу, поэтому, прыгая в танце высоко, старались приблизиться к Богу, и тем самым получить его благословение.