Последнее развитие ситуации на Ближнем Востоке привели к резкому усилению в регионе роли Исламской республики Иран.
Портал Sputnik Армения вместе с экспертами разбирается в основных причинах усиления роли Ирана в ближневосточных процессах.
Постреволюционный Иран на пике своего влияния
Историческое соглашение об урегулировании многолетней ядерной проблемы стало настоящим прорывом для задыхающейся иранской экономики, и почему нет —внешней политики. Да, Иран замораживает ядерную программу, но в обмен на это получает возможность развиваться, доступ к новым технологиям, и самое главное — новые рынки сбыта нефти.
Запад, в свою очередь, смирился с тем, что не смог с помощью экономического и политического давления "подмять" под себя или добиться смены власти в Иране. И в нынешних условиях, западные страны, до сих пор игнорировавшие возможность участия Ирана в ближневосточных процессах, теперь вынуждены с ним считаться. Добиться решения сирийского кризиса без Ирана не представляется возможным, в том числе и для них.
В нынешних условиях, по мнению ирановеда Вардана Восканяна, Исламская республика занимает наилучшие политические позиции в регионе и мире с момента революции 1979 года.
"Иран, и в рамках подписанного с шестеркой соглашения, и в серьезных региональных процессах, сейчас находится в наилучшей позиции с момента победы Исламской революции", — сказал Восканян.
Учитывая, что Запад и Иран очень долго шли к венскому соглашению, недавние испытания баллистических ракет, которые провела ИРИ, не могут стать причиной отказа от договоренностей, достигнутых в Вене. Комментируя запуск ракет и позицию ООН по этому вопросу, Восканян отметил, что серьезных изменений в переговорах с шестеркой ждать не стоит.
"В самом Иране есть очень большие ожидания относительно соглашений с "шестеркой", если обобщить настроения в обществе. Есть, конечно, и пессимистический настрой, изначальная эйфория немного спала, но большинство иранцев, кажется, все-таки ждут положительного исхода от процесса переговоров", — отмечает иранист.
В беседе с порталом Sputnik Армения эксперт Рудик Яралян отметил, что стороны прошли большой путь, преодолели много трудностей до того, как было достигнуто соглашение в Вене, поэтому "запуск баллистической ракеты со стороны Ирана не мог быть направлен на то, чтобы вызвать сомнения в пунктах подписанного документа".
Иран обошел Турцию и Саудовскую Аравию
Говоря о тех же испытаниях, Яралян считает, что пуском баллистических ракет Иран демонстрировал свои возможности Турции и Саудовской Аравии.
"Демонстрация возможностей иранских вооруженных сил, очевидно, направлена тем региональным силам, которые пытаются под ложной целью "борьбы с терроризмом" ограничить вовлеченность Тегерана в ближневосточные процессы. Хотя в контексте баллистических ракет мы больше становимся свидетелями антиизраильской риторики", — сказал Яралян.
Впрочем, он убежден, что на данный момент Саудовская Аравия и Турция представляют большую угрозу для Ирана, нежели Израиль, и в самой Исламской республике это очень хорошо понимают.
Тем более с учетом создания "Исламской коалиции", в которой нет Ирана.
Однако Яралян полагает, что новая коалиция не сможет стать основой для единения мусульманского мира и его эффективность достаточно сомнительна.
"Во-первых, потому что в коалицию вовлечены страны, которые не могут иметь с членами той же коалиции общие стратегические интересы, во-вторых, во время формирования коалиции был обойден шиитский фактор, доказательством чего служит отсутствие в нем Ирана", — сказал Яралян.
Борьба ваххабитской Саудовской Аравии против террористов, с одной стороны, смешна, с другой плачевна. Плачевна потому, что военная мощь саудитов не может справиться с небольшим, но непокорным Йеменом, откуда на днях по Саудовской Аравии выпустили две ракеты. И, несмотря на "большую головную боль", королевство боится вводить туда войска. Если все-таки они туда зайдут, то весьма возможное поражение от хуситов навсегда похоронит их мечты о лидерстве в мусульманском мире.
Другой важнейший геополитический соперник Ирана в регионе — Турция, едва ли находится в лучшем положении. После сбитого российского самолета, возможность Турции оказать политическое влияние (на дипломатическом уровне) на ситуацию в Сирии приравнивается к нулю. А факты поддержки ею террористов стали звучать не только из-за границы, но и со стороны самих турецких журналистов.
Турции ее место на прошедшей большой пресс-конференции показал и Владимир Путин, допустив нелицеприятное для турецкого руководства сравнение, а также пригрозив сбить самолеты, которые залетят в Сирию.
"Турция в последнее время действует очень осторожно, так как прямое столкновение с Россией для нее будет подобно бедствию. Турция не получила необходимой поддержки от США и НАТО, чтобы пойти по этому пути", — говорит тюрколог Андраник Испирян.
По его словам, экономические меры России, направленные против Турции, произвели значительный эффект, поставив в затруднительное положение местных экспортеров продовольствия и работников туристической сферы.
Он выразил уверенность, что планы Турции, состоявшие в том, чтобы сбив самолет, ограничить действия России в Сирии, полностью провалились, а влияние Турции на текущие в регионе процессы резко упало. А значит Асад не зря едет в Иран.