Лаура Саркисян, Sputnik.
Армине Хачатрян еще несколько лет назад мечтала о карьере актрисы и даже играла в одном из театров столицы. Но сегодня она оставила свою мечту ради другой, более важной деятельности — вышивания.
"В основном преподаю в областях, обучаю армянских женщин вышиванию. Рада, что могу внести маленькую лепту в возрождение нашего традиционного искусства", — рассказывает Армине, добавляя, что выбрала армянскую роспись, потому, что гордится нашей культурой.
"Эта роспись очень близка мне по духу. Например, на подушках мы вышиваем элементы из хачкаров (камень-крест), находящихся в Джуге (Нахичеван), и в целом у нас церковная тематика", — говорит она.
Армине и ее подруги вышивают армянские орнаменты на майках, скатертях, платках, подушках, сумках и даже чехлах для телефонов. "Больше всех покупают продукцию у нас туристы, но это не означает, что местное население не интересуется. Проблема, в том, что наши граждане социально менее обеспечены", — говорит Армине.
Лилия Тонаканянц — музыкант по специальности, уже шесть лет как работает в технике квиллинг (искусство изготовления аппликаций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги) и, по совместительству, является бабушкой.
"Несколько лет назад, я совершенно случайно увидела в книге у подруги эту технику и загорелась ею. Стала искать на разных сайтах в интернете и по книгам информацию о технике и, вот уже шесть лет, занимаюсь этим делом", — рассказывает женщина.
До этой техники Лилия долго искала себя в различных элементах вышивания. "Сердце, как-то сразу, прикипело к квиллингу. Изначально это хобби давало выход всем душевным эмоциям, силам, постепенно оно переросло в профессию, которая приносит заработок", — говорит Тонаканянц. Параллельно Лилия создает игрушки для внуков и старается, чтобы каждое творение было не похожим на уже известных героев мультфильмов.
Тамар Кесоян уже два года изготавливает национальные армянские куклы. Традиция вышивать куклы существует издревле. Несколько десятков лет назад не было большого выбора игрушек, и армянские женщины радовали своих детей этими куклами. Люди верили также в то, что кукла искореняет злой дух, и берет на себя отрицательную энергию.
"Я шила всегда, для того, что занять себя чем-то. Два года назад нашла различные лоскутки и начала вышивать куклы. Я их леплю из ткани так, как лепит скульптор свои произведения из глины. И знаете, я так удивляюсь, ведь они у меня рождаются все разные", — рассказывает Кесоян, отмечая, что никогда не может повторить то, что раз уже сшила.
"В куклах я узнаю женщин моего детства: бабушку, тетю, маму и т.д. Они рождаются сами собой, кто-то быстрее, кто-то дольше, кто-то получается молодым, кто-то в возрасте. Сама кукла руководит мною и шепчет, как шить, и как хочет выглядеть", — говорит Кесоян.
В каждой работе, которую сейчас называют модным словом "хендмейд", есть своя изюминка, вложенная автором в свое творение.