ЕРЕВАН, 7 янв — Sputnik. С древних времен и армяне, и евреи жили как по соседству на территории Ближнего Востока, так и бок о бок в других странах мира. Судьбы армянского и еврейского народов сложились так, что обеим нациям пришлось пережить множество исторических параллелей, чтобы получить в "подарок" независимость.
Существенную роль, как в жизни Армении, так и Израиля играет диаспора. Обе страны вынуждены вести политику с оглядкой на мнение представителей диаспоры. При этом оба государства имеют не столь долгую историю независимости. Израиль приобрел свое национальное государство в 1948 году, а Армения в 20 веке дважды получала независимость — первый раз на полтора года в 1918 году, второй раз в 1991 году и по сей день.
Другое печальное событие, которое объединяет евреев и армян — это преступление против человечества. Геноцид армян в 1915 году стал первым массовым преступлением против человечества в 20 веке. Более полутора миллиона армян были убиты в Османской империи. Большинство представителей нынешней диаспоры являются потомками тех немногих, выживших в результате геноцида.
Конечно же, нельзя по силе лоббирования сравнивать армянские и еврейские диаспоры, однако обе имеют существенное влияние на Сенат США, Национальное Собрание Франции и Государственную Думу Российской Федерации.
Существует также средиземноморская семейная лихорадка, известная в Армении под названием Ереванская болезнь. Среди людей, страдающих этим недугом, большинство армяне и евреи. Считается, что эта болезнь может развиться только у древних народов, проживавших в бассейне Средиземного моря (вне зависимости от места их нынешнего проживания). То есть, если ты бруклинский еврей, ни разу не бывавший в Израиле, у тебя те же шансы обзавестись этой болезнью, что и у ультра ортодоксального еврея, не покидавшего стены Иерусалима.
Не секрет, что и в Израиле проживает около 6 миллионов евреев, в то время как по всему миру их в разы больше. К тому же, большинство евреев предпочитают не раскрывать свою национальную принадлежность. Как и армяне, живущие за рубежом, часто меняют фамилии, подстраиваясь под страну проживания. К примеру, урожденный Ованнес Айвазян стал Иваном Айвазовским, Шахнур Вахинак Азнавурян сейчас более известен миру как Шарль Азнавур.
Подобных примеров намного больше среди евреев, так как в силу обстоятельств им приходилось чаще, чем армянам скрывать свое происхождение. Марк Шагал вряд ли бы стал столь популярным, оставь он имя Мовша Хацкелевич Шагал. А имя Натали Портман вряд ли бы прогремело по всему миру носи она фамилию Хершлаг.
Как современное общество в Израиле живет в страхе, будучи окруженными арабами, предотвращая каждый день множество терактов и преступлений на почве национальной ненависти, так и армяне стараются не унывать, хотя каждый день приносит новые смерти на границе и новые угрозы со стороны воинственных соседей.
Армию обороны Израиля, более известную как ЦАХАЛ, от Вооружённых сил Республики Армения отличает не только количество.
Конечно, размер армии зависит от множества факторов, однако одним из решающих, на мой взгляд, является качественная составляющая. Уникальность ЦАХАЛА в том, что в израильской армии женщины, наравне с мужчинами, обязаны проходить воинскую службу. Сложное положение Израиля в первые годы государственности, в частности в войне за независимость 1948 года, вынудили большинство женщин принять активное участие в борьбе за сохранение своей страны.
Как и в любой другой стране, где бушует война и несчастья, в Израиле женщины играли важнейшую роль в становлении государственности, как работая в тылу, так и держа винтовку в первых рядах армии. На сегодняшний день по закону, все граждане Израиля по достижении 18 лет подлежат призыву на службу в ЦАХАЛ. Срок срочной службы мужчин — 36 месяцев, женщин — 24 месяца. В Армении воинскую повинность несут только мужчины, достигшие 18-летнего возраста, срок службы — 24 месяца.
На примере Израиля, было бы неплохо пополнить ряды армянских Вооруженных сил женщинами, ведь подобно израильтянкам, армянки в годы становления независимости и ранее, в годы Великой Отечественной войны, сыграли решающую роль. Помимо неофициальной службы, женщинам Армении удалось выжить в холодные и темные годы (в 90-е в Армении вся система коммунальных услуг была атрофирована).
Имея боевой характер и твердую волю, армянки смогли в неимоверно сложных условиях ухаживать за детьми, следить за домом и поддерживать мужей и братьев. Трепетное отношение к матерям во многих армянских семьях — это результат особого положения женщины в армянском обществе.
Однако и тут еврейки имеют некое "преимущество" — по канонам иудаизма, евреем может считаться лишь тот, у кого мать еврейка, в то время как, если отец еврей, а мать иностранка, то ребенок не может считаться евреем. В Талмуде существуют строки, закрепляющие данный принцип: "…сын от израильтянки называется твоим сыном, а рождённый от язычницы называется не твоим сыном, а её сыном…".