ЕРЕВАН, 11 янв — Sputnik. Армения может спасти задержанного в ереванском аэропорту "Звартноц" гражданина Бахрейна от возможных пыток и смертной казни, предоставив ему политическое убежище, считает доктор политологии университета Сорбонны Айк Мартиросян.
Сотрудники уголовного розыска и линейного отдела полиции ереванского аэропорта "Звартноц" задержали 2 января гражданина Бахрейна, обвиняемого в терроризме.
"Сразу возникает вопрос, о каком терроризме идет речь, так как в странах Персидского залива, в особенности, после 2011 года были приняты драконовские законы, по которым любая гражданская активность, протест или митинг нескольких человек квалифицируется в качестве терроризма", — отметил Мартиросян в беседе с журналистами.
Он напоминает, что в Бахрейне было демократическое движение шиитов, жестоко подавленное, в частности, войсками саудитов для поддержки находящегося у власти суннитского меньшинства.
По словам политолога, в условиях, когда даже врачи, лечащие шиитов, подвергались пыткам, получали большие тюремные сроки, нужно очень осторожно подходить к этим обвинениям, тем более, что несколько правозащитных организаций обратились к армянским властям, чтобы они не передавали задержанного (шиита) властям Бахрейна ввиду ложных обвинений.
"Армения должна определить, как себя вести, чтобы не стать сообщником в наказании и пытках по ложному обвинению. С другой стороны, преследования шиитов получают жесткие отклики в Иране, поэтому в рамках двусторонних отношений это также должно учитываться", — сказал Мартиросян.
По его словам, причина этих преследований, а именно сложные отношения между Ираном и Саудовской Аравией, обострившиеся после казни в КСА одного из шиитских духовных лидеров, не могут не отразиться на Армении. При этом политолог воздержался от прогнозов, каким именно образом это произойдет.
Основная проблема взаимоотношений Саудовская Аравия-Иран содержится в региональном соперничестве. На этом фоне выступают противоречия между суннитами и шиитами.
Мартиросян считает, что это обострение, по задумке саудовских властей, позволит облегчить внутренние проблемы, существующие в Саудовской Аравии.
"Обострение отношений с Ираном — один из авантюрных подходов принца Мохаммеда бин Салмана, которое, как он считает, должно дать ему легитимность внутри страны и выставить его в качестве сильного военного лидера. Первый этап этой политики мы видим в Йемене, где кампания началась именно по его инициативе", — сказал Мартиросян.
По его словам, власти Саудовской Аравии стараются, как можно, уверенно и спокойно провести передачу власти от короля Салмана его сыну — наследному принцу и министру обороны Мохамеду бин Салману.
"Сейчас между ним и Мохаммедом бин Найефом (племянником короля), стоит вопрос — кто станет следующим главой государства", — сказал Мартиросян.
Ситуация усугубляется тем, что впервые власть в Саудовской Аравии должна будет перейти не от брата к брату (сыновьям основателя страны Ибн Сауда), а представителям третьего поколения.
Эксперт отмечает, что по неофициальной, но достоверной информации, такая неограниченная власть и возможности наследного принца связаны с тем, что его отец — король Салман страдает слабоумием.
"Фактическое управление страной принадлежит сыну короля Салмана, Мохаммеду", — отметил Мартиросян. С другой стороны, по словам политолога, внося напряжение в отношения с Ираном, Саудовская Аравия рассчитывает на то, что США должны будут поддержать их, как долговременного торгового партнера и союзника в плане военной промышленности.