ЕРЕВАН, 13 янв — Sputnik, Давид Галстян. Евразийской экономической комиссии необходимо выработать антикризисную программу для стран Евразийского союза, сказал в ходе видеомоста Москва — Ереван — Астана на тему: "Перспективы углубления интеграции в ЕАЭС. Экспертный взгляд из России, Армении и Казахстана" заведующий кафедрой математического моделирования в экономике Государственного экономического университета Армении, доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян.
Антикризисные меры
По его словам, антикризные меры должны взять на себя Центральные банки посредством координации деятельность с помощью таких инструментов, как ставка рефинансирования, уровень монетизации и инфляции, золотовалютные резервы.
Эксперт рекомендует странам ЕАЭС согласовывать валютные вопросы. "Ключ от успеха экономической интеграции находится в наших руках", — сказал Тавадян.
По его словам, договор о ЕАЭС предполагает, что инфляция в странах не должна превышать пяти процентов, но эта планка нарушается.
"Кроме того, торговля стратегическими товарами должна осуществляться в национальных валютах", — отметил Тавадян, подчеркнув, что это даст Центробанкам стран ЕАЭС определённые инструменты контроля над инфляцией.
ЕАЭС как драйвер роста ВВП
Тавадян обратил внимание на то, что членство в ЕАЭС дало Армении ряд преимуществ, в том числе низкую цену на газ (несмотря на проблему внутреннего ценообразования).
"Если бы мы не вошли в ЕАЭС, то пошлины и санитарные ограничения привели бы к финансовым потерям. Кроме того, значительно бы снизились трансферты в Армению, так как трудовые мигранты были бы ограничены более жестким трудовым законодательством в отношении стран, не входящих в Союз", — сказал Тавадян.
По словам экономиста, в ЕАЭС существуют проблемы, в том числе коррупционные, которые влияют на эффективность Союза, и совместные решения этих проблем приведут к лучшим результатам.
Идею о том, что ЕАЭС стимулирует экономики ее членов, поддержал и казахстанский эксперт, заместитель директора Института общественной политики партии "Нур Отан" Владимир Тельнов.
"Интеграция в ЕАЭС — является драйвером роста. Несмотря на проблемы, мы должны смотреть в будущее и понимать те шаги, которые будем осуществлять. Казахстан считает, что складываются объективные условия для экономического возвышения Евразии. Этим надо воспользоваться. Нам нужны мегапроекты. Нужно внести ясность в вопрос о том, за счет чего произойдет превращение ЕАЭС в центр экономического роста и влияния", — сказал Тельнов.
В свою очередь руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев отметил, что ЕАЭС — важная составляющая развития постсоветского пространства.
"Ему всего один год и трудно от него требовать результатов. Но Союз включает уже 183 миллионов человек, общий ВВП — 4,5 триллионов долларов (пятая экономика среди государств)", — сказал Гусев.
По его словам, есть проблемы, которые лежат как в политической, экономической и социальной плоскости, но о них знают, пытаются противодействовать.
Гусев отмечает, что ЕАЭС рассматривает увеличение представительства в Союзе целого ряда государств, при этом вопрос единой валюты пока не стоит.
"Для нас очень важно, что мы подходим к проблеме позиционирования как серьезного игрока на политической и экономической карте мира. Мы должны это понимать, только сообща мы можем решить стоящие перед нами вызовы", — сказал он.
Со своей стороны заведующая сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН Елена Кузьмина обратила свое внимание, в первую очередь, на необходимость развития промышленности стран ЕАЭС.
"Одна из главных задач ЕАЭС — это организация промышленности. По статистике, за 11 месяцев три страны-основательницы просели, Армения и Киргизия, в свою очередь, подросли. Нужно заниматься не только вопросами торговли и инфраструктурой, мы должны серьезно уходить от ресурсных моделей экономики и заняться развитием промышленности", — сказала Кузьмина.
Она отметила, что уже создан инжиниринговый центр, который будет заниматься некоторыми отраслями производства, в декабре были подписаны документы о технологических платформах, в первую очередь, в наноотраслях, медицине, биоинженерии.
Китайский фактор
Крупные проекты даже в масштабе Союза сложно реализовывать, поэтому сопряжение китайского экономического проекта Шелкового пути с деятельностью ЕАЭС станет удачным решением.
"Здесь можно получить огромные возможности для развития. Уже достигнута договоренность о переносе в Казахстан нескольких десятков предприятий", — отметил Владимир Тельнов.
Между тем, директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев, комментируя слова казахстанского эксперта, выразил обеспокоенность влиянием КНР на Среднюю Азию, в том числе Казахстан.
"Китай инвестировал в Казахстан около 27 миллиардов долларов, из которых 16,5 — в добычу углеводородов. В Россию инвестиции за год составили всего 7 млрд. В Китае встречается мнение, что Таможенный союз был разработан под Китай, но это не так", — подчеркнул эксперт.
С Китаем, по его словам, нужно сотрудничать, но на взаимовыгодных условиях.