Давид Галстян, Sputnik.
Высокогорная местность в Ширакской области. По единственной снежной дороге едут военные КАМАЗы, вдалеке слышится стрельба и взрывы.
Портал Sputnik Армения побывал на одной из ежедневных тренировок военнослужащих 102-ой российской базы.
Среди снежного поля одиноко стоит военный грузовик. Из него выходит российский военный, и мертвая тишина нарушается командой: "Расчет к машине, строится! К выполнению норматива приступить". Из закрытого кузова высыпает боевой расчет в полной экипировке. Все одинаковы с лица, лишь погоны разные.
Размашистый "Орлан"
Содержимое вытащенных ими из машины ящиков постепенно превращается в пусковую установку, представляющую собой длинную рельсу". Работая на время, солдаты фиксируют установку вбитыми в промёрзшую землю кольями.
Сначала появляется остов, потом он обрастает хвостом и крыльями. Вскоре железная птица под названием "Орлан-10" (раза в три поменьше кукурузника) готова к запуску. Осталось заправить его бензином — причем "95-ым", смешанным с маслом (чтобы двигатель "умаслить").
Оператор беспилотника Максим обучался управлению в Коломне в течение 3 месяцев. Он вместе с сослуживцами запускает установку в течение 15 минут.
"Там климат был намного проще. Здесь высоко, нужно следить за тем, чтобы самолет не упал, не разбился", — говорит Максим, лицо которого практически полностью закрыто маской.
Что "видит" беспилотник, он нам не сказал, ссылаясь на секретность.
Исполняющий обязанности командира роты беспилотных летательных аппаратов, как официально представился нам другой военный Игорь, добавил, что максимальный радиус действия самолета 120 км, летать он может в течение 10 часов.
"Предназначен он для пеленга и блокировки АТ (автоматических телефонов) и сотовой связи. То есть мы сможем обнаружить связи GSM и заблокировать их, чтобы никто не мог позвонить в данном районе", — сказал Игорь.
"Орлан" взмывает на высоту до 5 км, может летать на расстояние до 120 км, и висеть в воздухе около 10 часов.
Фотограф, лежа в снегу, пытается "поймать кадр". А вместо этого вылетает "птица". Это беспилотник с пускового механизма взмыл в небо.
Звук запускаемого беспилотника очень напоминает работу стоматологической бормашины.
"Старый, иди сюда, давай собирать", — кричит солдат, а в это время двое других, чертыхаясь, разворачивают вторую "птичку" — помельче, но поюрче.
Всевидящая "застава"
Достают части беспилотника из трех больших сумок, пускают уже с рук. Натягивают резиновые тросы, как большую рогатку, только вместо камня — "Застава", а вместо двух пальцев — сам человек.
Дима, державший натянутый на резину беспилотник, чтобы быстрее отвязаться от нас и отпустить "рвущийся" самолет, быстро и по-военному процитировал ТТХ самолета и "все". "Застава" ринулась в небосвод.
"Комплекс "Застава" имеет радиус действия 12 км, у него есть фото и видеосъемка, дневное и ночное видение. Он может работать в течение 50 минут, так как он не бензинный, а электрический", — добавил уже знакомый нам Игорь.
По его словам, верхний потолок беспилотника находится на высоте 2,5 км. Удобство "Заставы" в том, что после его приземления можно поменять батарейки и снова пустить в ход.
Этот железный разведчик вооружен всевидящим оком — он обладает прибором ночного видения, поэтому от него не скрыться ни днем, ни ночью.
Вместе со следящим за беспилотником оператором за пультом управления мы "пролетели над полигоном" и вернулись к месту пуска. Выпущенный парашют мягко посадил его на снег.
В глубине полигона продолжали "греметь" бои.