Вокруг тишина, бесконечные коридоры детского дома в селе Харберд (недалеко от Еревана). В одной из комнат сидят дети разных возрастов в инвалидных колясках.
Это дети, которые не могут разговаривать, да и вообще, мало, что умеют и могут. Беззащитные и беспомощные.
Застекленная комната, немного темная, но с белыми стенами.
Один из мальчиков плачет. Громко плачет. То ли, от понимания того, что вокруг него происходит, то ли по маме скучает… Картина более, чем душераздирающая. Может, не нужно их долго держать в одной комнате.
В другой комнате с поющими попугаями дети с более легким диагнозом увлечены глиной.
У Артема нарушения слухового аппарата и другие проблемы с моторикой, еще с ранних лет, но он общается с людьми глазами. Иногда улыбается и хочет показать, что он — тоже часть общества.
В последние годы специалисты разных стран бросили силы на изучение глинотерапии, которая оказывает положительное влияние на детей с ДЦП (детским церебральным параличом), аутизмом и другими проблемами.
Психологи утверждают, что человек, находящийся в агрессивном состоянии, работая с глиной, находит выход своим чувствам, а люди, неуверенные в себе, учатся контролировать ситуацию.
А вот непоседливым и неусидчивым глина помогает сконцентрироваться.
Чудотворная глина
На несколько часов кабинет превращается в большую мастерскую. На стенках висят, а на полках аккуратно расставлены уже готовые работы воспитанников.
Здесь уже стоит один из самых активных и талантливых мастеров, который лепит что-то отдаленно напоминающее кувшин. Его зовут Гамлет.
Но однажды Гамлет попробовал вместе с ним слепить фигуру, и теперь он — один из самых лучших учеников.
Правда, в этом классе учатся всего 60 человек: стараются многие, но действительно хорошие фигурки получаются не у всех.
Есть дети, которые просто успокаиваются и расслабляются, когда мнут глину, а некоторые очень радуются тому, что в итоге им удается что-то создать.
А они никогда не смогут взять в руки глину
В Харбертском детском доме живут дети с разными недугами, и у большинства опорно-двигательный аппарат не функционирует.
Говорят "не судите, да не судимы будете", но удивительно, как родители могут оставить в беде ребенка с проблемами, который нуждается в их заботе больше, чем здоровый малыш.
Как можно лишить его материнской и отцовской ласки, любви и поддержки?
Некоторые родители посещают своих детей раз в неделю, кто-то раз в месяц, кто-то раз в год, а остальные и вовсе забыли о своем чаде, особенно о неподвижных малышах.
В последние годы ученые, преподаватели, воспитатели и разные специалисты заостряют свое внимание на различного рода терапиях, которые смогли бы отвлечь человека от плохих мыслей, улучшить самочувствие, снять напряжение.
Не имеет значения, каким образом преподаватели пытаются вернуть улыбки на лица детей с ограниченными возможностями.
Главное, что счастье где-то рядом, нужно просто постараться найти, почувствовать и не отпускать его.