Гоар Саргсян, Sputnik
Самый колоритный и уютный район Бейрута — это Бурдж Хамуд. Аветис Гиданян называет этот квартал "Маленьким Ереваном", потому что он населен армянами и имеет армянский колорит. Все магазины и другие учреждения не только имеют армянские названия, но и написаны на армянском. Гиданян любит гулять по Бурдж Хамуду, представляя себя в сердце Армении.
"Заходишь в Бурдж Хамуд и видишь общающихся друг с другом армян, из приемника доносится армянская речь, церковные службы также проводятся на родном языке. А по другую сторону улицы из школ выбегают армянские ученики", — рассказывает Аветис Гиданян, который родился и вырос в Ливане.
Ливанская община пополнилась после Геноцида армян. Спасшиеся армяне благоустроили страну. По словам Гиданяна, армяне внесли большой вклад в развитие страны, поэтому и удостоились одобрения со стороны ливанцев и местных властей.
"Руководство страны ведет общинную политику, то есть национальные меньшинства здесь имеют определенные права. Этими правами пользуются также армяне. В этой стране нет никаких ограничений, нет проблем, армянские школы имеют четкие образовательные программы, культурные, спортивные союзы, церкви действуют без преград", — рассказывает ливанец армянского происхождения.
Министр экономики и водных ресурсов также является армянином, его зовут — Артур Назарян. По законодательству Ливана и соглашению Таифа в парламенте действует 5 депутатских мандата, которые принадлежат армянам.
"После ливанской гражданской войны в 90-ых была созвана ассамблея. Помимо прочих проблем, обсуждался также вопрос армян Ливана, и было решено, что армянская община одна из 7 важнейших общин Ливана. Это означало возможность иметь своего представителя в парламенте и в правительстве страны", — сказал Аветис Гиданян.
Наш собеседник рассказал, что они делают все для сохранения самостоятельности и самоидентичности, вместе с тем Гиданян не отрицал, что бывают иногда и попытки ограничения их права.
"Иногда пытаются ущемить наши права, отобрать их у нас. Мы осуждаем, боремся с этим. Сегодня мы на 90 процентов можем защитить наши права", — говорит Гиданян.
Журналист Гиданян видит проблему в сохранении национальной идентичности армян из-за ассимиляции. Если раньше в Ливане армяне вступали в брак друг с другом, то сегодня все изменилось. Гиданян, на своем примере, показал, что ничего не может быть лучше армянской жены.
"Они отличаются, однако, есть опасность, что они более подвержены смешению с ливанцами. Представители армянской молодежи выходят замуж или женятся на ливанцах. Поэтому есть одна прослойка, которая не владеет армянским, существуют дома и семья, где на армянском не могут изъясняться, есть школьники, которые не посещают армянские школы. Получается, что они армяне только по имени", — считает Гиданян.
Ливан является единственной страной на Ближнем Востоке, которая официально признала факт Геноцида армян.
Гиданян с гордостью сказал, что в этой стране Рождество, которое армяне отмечают 6 января, считается государственным праздником и нерабочим днем. А в школах 24 апреля, в связи с столетней годовщиной геноцида армян, был объявлен выходной.
Армянская диаспора Ливана до середины 1970-х годов составляла 250-300 тысяч человек. После долгой гражданской войны и вызванными ею социальной необеспеченностью, экономическим кризисом, этот показатель уменьшился до 140-150 тысяч армян.