"Научные" учебники для школьников

© Sputnik / Lusine AdamyanАрмянские учебники
Армянские учебники - Sputnik Армения
Подписаться
Качество учебников обуславливает развитие всей системы образования: будучи низким, оно подрывает всю систему, затрудняя подачу материала со стороны учителей и создавая трудности для его восприятия учениками.

Лиана Аветисян, Sputnik

Из-за отсутствия логической связи между учебниками, несоответствия заданий программе или абсолютно несвязных задач и текстов, дети прибегают к помощи частных репетиторов с тем, чтобы нагнать упущенное.

"Да, мы можем вызвать антипатию даже к таким интересным дисциплинам, как история и литература", — так Министр образования и науки Армении Армен Ашотян оценил качество школьных учебников.

Было бы смешно, если бы не было так грустно

Нынешние учебники лишены логической последовательности, написаны труднодоступным языком и содержат огромное количество неточностей и ошибок.

Например, в учебнике 1-го класса по математике есть задачи, в которых упоминается прямоугольный параллелепипед, — термин, о котором узнают лишь в 7-ом классе. A учебники старших классов по истории перегружены ненужными подробностями и датами.

Еще одним примером неудачного выбора авторов служит учебник 2-го класса по русскому языку, в котором отсутствуют знаки ударения, что, естественно, затрудняет прочтение текстов и лишает учеников возможности учить правильное произношение слов. Более того, они содержат слова, знакомые только носителю языка.

"Пока я сама не переведу текст и не разберусь с ним, ребенок не сможет сделать домашнее задание", — поделилась своим горьким опытом одна из родительниц.

Как все начиналось…

Начиная с 2006 года, школьные учебники в Армении выбирают на основе результатов конкурса, проводимого каждые четыре года среди групп ученых. Непонятно, почему в качестве авторов школьных учебников выступают ученые. Кроме этого, родители отстранены от процесса. Помимо этого, Армения слепо последовала иностранной моде: перешла на учебники, выбранные на конкурсных основах, несмотря на все минусы данного подхода. Постоянная рокировка авторов подразумевает постоянную смену подходов к одной и той же дисциплине и, как следствие, приводит к логическому несоответствию между учебниками одного предмета, что еще больше путает и лишает какого-либо стимула к учебе и без того ленивых учеников.

Одним словом, как отметил сам Министр, учебники лишены педагогического подхода — не учитывают особенностей учебного процесса, уровня развития учеников и их сознания, так как написаны учеными. Очевидно, что учителя лучше знают, что нужно их ученикам и как надо преподать материал. В этой связи стоит также упомянуть весьма ироничное замечание председателя Отдела дошкольного и начального образования Министерства образования и науки РА Карине Торосян о том, что в составе комиссии, проверяющей победивший в конкурсе учебник, не хватает детского психолога.

Кто виноват и что делать?

Представители власти уверены в том, что проблемы существуют из-за пассивного участия преподавателей и коррупции в системе. Жалобы от учителей касательно низкого качества учебников поступают только после того, как книги уже опубликованы, в то время как в их распоряжении целых шесть месяцев для выражения своего мнения. А учителя не проявляют должного участия, так как не получают достойного вознаграждения за свою работу.

Возможно, если бы учебники писались постоянной группой учителей, избираемых школьными органами самоуправления старших классов, ситуация бы изменилась к лучшему. Помимо этого, Министерство может установить единые стандарты для учебников базовых предметов (математика, армянский язык, история и литература): это никоим образом не ущемит право учителей на креативное преподавание, а лишь облегчит подготовку учеников к единым экзаменам. По крайней мере, дети перестанут путаться в разнообразии материалов при подготовке к экзамену по одному и тому же предмету. Сроки обновления учебника можно продлить, а не печатать их каждые 3-4 года: вряд ли какой-нибудь факт в национальной истории, или математике, или литературе успеет измениться за такой короткий период времени.

"Нет смысла иметь столько учебников по одному предмету, так как это разрушает национальные традиции", — отметил заслуженный учитель РА Гамлет Наатакян.

Для вовлечения в процесс создания учебников, родителям нужно объединить свои усилия с учителями: в Армении нет профсоюза учителей, как это принято за границей. Постоянно жалуясь на низкое качество учебников, на абсурдность написанных в них текстов, недовольная сторона редко выносит данную проблему на более широкое обозрение. Пожалуй, это одно из главных упущений нашего общества.

Лента новостей
0