Медиаграмотность как вопрос национальной безопасности

© Sputnik / Асатур ЕсаянцСамвел Мартиросян
Самвел Мартиросян - Sputnik Армения
Подписаться
Человечество никогда не было под таким информационным прессингом, как сейчас. Армянское общество должно быть более избирательным в выборе информации, считает эксперт.

ЕРЕВАН, 16 фев – Sputnik, Давид Галстян. О серьезных проблемах информационного поля Армении и путях их возможного решения рассказал журналистам эксперт по информационной безопасности, известный блогер Самвел Мартиросян.

Социальные сети как непроверенный источник информации

Уже давно СМИ начали пользоваться услугами гражданской журналистики. Именно обычные граждане зачастую становятся оперативными источниками информации в условиях развития социальных сетей.

Но использование подобных источников поднимает вопрос их достоверности. В Армении, как источник информации используется, в первую очередь Facebook, достоверность страниц которого начала проверяться намного позже, чем в других социальных сетях (аккаунты армянских пользователей, как маленькой страны, не в особом приоритете проверки у FB).

"Таким образом, ситуация такова, что социальные сети очень часто используются как источник информации, однако проверка их достоверности на очень низком уровне", — говорит Мартиросян.

В этих условиях дезинформация легко проникает в информационное поле. И даже поставленная ссылка на профиль или страницу, откуда берется информация, зачастую не спасает, потому что иногда, по словам эксперта, после распространения информации фейковый профиль быстро удаляется.

Как отмечает Мартиросян, это создает условия для манипуляций. Применяются такие приемы, как в политике, так и в бизнесе, иногда пользуются этим и азербайджанцы.

Ситуация усугубляется и пассивностью официальных страниц государственных структур. Их поздние обновления сайтов и аккаунтов в социальных сетях создает почву для распространения дезинформации.

О правилах работы в соцсетях

Говоря о выходах из сложившейся ситуации, Мартиросян приводит в пример иностранный опыт, где СМИ вырабатывают для своих журналистов определенные принципы работы и ведения аккаунтов в социальных сетях.

"Есть различные подходы. Например, если журналист BBC сдружится в социальной сети с каким-нибудь министром, то его могут уволить с работы. То есть из его профиля не должно быть понятно, какие у него политические предпочтения", — говорит Мартиросян.

По его словам, подобное решение нельзя считать однозначно правильным, однако это один из подходов.

С другой стороны, должны быть редакторы, находящие  и проверяющие достоверность информации. При этом, в Армении есть две проблемы – нет спроса на таких людей (эксперт удивляется, что у многих СМИ просто не возникает желания проверять всю информацию), и нет соответствующих кадров. Мартиросян уверен, что журналистов нужно этому учить, хотя существует также проблема получения качественного образования.

"Есть серьезная проблема обучения в вузах, потому что там в лучшем случае преподают журналистику 20-го века, иногда даже 19-го. Но дело в том, что нужно учить журналистике не просто 21-го века, но и второго десятилетия этого века, потому что еще 10 лет назад такой ситуации не было", — отмечает Мартиросян.

Благодатная почва для распространения псевдо-СМИ

Другой важнейшей проблемой армянского информационного поля является появление площадок, которые не являются СМИ, но позиционируют себя таковыми. Они привлекают внимание читателей недостоверными, но броскими заголовками.

При этом армянское общество не приучено потреблять информацию, люди легко распространяют как материалы серьезных СМИ, так и каких-то "зачуханных" сайтов.

"Потребители в вопросе информации всеядны. И это проблема, в первую очередь, для СМИ, так как у них уводят читателей и лишают возможности предоставлять качественную информацию", — говорит эксперт.

На вопрос Sputnik Армения, каким же образом общество должно прийти к более избирательному подходу в выборе новостей, Мартиросян привел в пример опыт других стран, где в старших классах преподаются уроки медиаграмотности.

Это серьезная проблема, так как если в стране не грамотное в вопросе информации общество, оно подвергается риску манипуляций, как внутренних так и внешних.
Другим вариантом может стать создание социальных роликов.

"Давайте поймем, что мы находимся в беспрецедентной ситуации. Человечество никогда не было под таким информационным прессингом. В этих условиях медиаграмотность общества становится вопросом уровня национальной безопасности", — говорит Мартиросян.

По его словам, если будет внедрена подобная культура, то в скором времени, из-за отсутствия аудитории медиа поле постепенно очистится от недостоверных ресурсов.

При этом менять закон о СМИ Мартиросян не советует, так как пример ряда стран, которые пошли по этому пути показывает, что дальнейшее развитие ситуации идет в сторону полного контроля за прессой.

Лента новостей
0