Великий Пост: праздник или страдание

© Sputnik / Самвел Сепетчян Священник церкви Сурб Саргис, иерей Есаи Артенян
Священник церкви Сурб Саргис, иерей Есаи Артенян - Sputnik Армения
Подписаться
Значение Великого Поста, его сущность и каноны раскрыл в рамках программы "Вне шаблонов" на радио Sputnik Армения иерей Есаи Артенян.

Амалия Папян, Sputnik

Великий пост, в первую очередь, праздник для души. Однако не стоит думать, что если ты соблюдаешь пост, то Бог будет к тебе милосерднее.

По этому поводу армянский богослов и философ Езник Кохбаци сказал: "Кто-то может не есть мясо, но постоянно перемывать косточки брата".

В основе праздника лежит лишение и сдержанность: в первую очередь сдержанность в мыслях и поступках. Осознанное и искреннее отречение от всего того, к чему мы испытываем зависимость.

"В первую очередь для нас должно быть важным доверие и искренность. Пост начинается именно с выбора — соблюдать пост или не соблюдать? Многие не верят в свои силы и думают, что не могут держать пост, однако никогда даже не пробовали", — сказал иерей Есаи.

Человек, который может сдерживать свои плотские желания и контролировать ход своих мыслей растет духовно. Пост — это самоконтроль, это умение изменить себя, это чувство самообладания и силы воли.

Священнослужители Эчмиадзина - Sputnik Армения
С миром, вдали от мира: 40 дней в Первопрестольном Святом Эчмиадзине

"Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир: потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. (Рим. 8.5-8)

К сожалению, сегодня соблюдение поста стало проявлением моды. Десятки людей воспринимают его как удачный период для соблюдения диеты, а те кто держит пост всего лишь отказываются от животной пищи, однако не думают о том, что можно сходить в церковь, принять участие в церковных ритуалах, заполнив мысли и душу повседневной пустотой.

Соблюдение поста отнюдь не значит страдать и мучиться. Армянская Апостольская церковь имеет четкие каноны соблюдения поста для всех. Однако есть и другой вариант соблюдения поста, когда человек, четко осознавая свои слабые места, сам лично для себя устанавливает меру и способ лишения. Если люди считают, что отказаться от животной пищи им не по силам, то они могут держать пост только последнюю неделю.

Эчмиадзин - Sputnik Армения
Секреты Эчмиадзинского собора: истина и вымысел

Церковь принимает также другие способы — например, если человек ярый курильщик, он перестает курить в этот период, кофеман отказывается от кофе, а любители алкогольных напитков лишают себя выпивки и т.д., несмотря на то что ничего из вышеперечисленного не имеет животного происхождения. Вместе с тем есть люди, который не представляют свой день без шоколада и в период великого поста продолжают его есть, одновременно соблюдая пост, однако они употребляют шоколад специально предназначенный для поста. Но таким образом исчезает смысл соблюдения поста и лишения себя чего-либо, поскольку человек не поборол свою зависимость и продолжает заниматься обжорством.

В период великого поста многие продолжают веселиться и организовывать увеселительные мероприятия и пиршества и предлагать животную пищу тем гостям, которые соблюдают пост.

Одним из главных законов соблюдения поста является не афиширование того, что ты соблюдаешь его. В этот период, участвуя в праздниках, зачастую создается неприятная ситуация как для приглашающего, так и для гостей. Лучший способ для того чтоб не оказаться в данной ситуации — это не участвовать в мероприятии, однако порой и это бывает невозможным.

"Если ситуация на самом деле безысходная, то выберите для вас самое нелюбимое блюдо и попробуйте его", посоветовал иерей Есаи.

Несмотря на то, что в период Великого поста алтарь прикрыт занавесом, Литургия все равно проходят, то есть в Великий пост Литургия служится при закрытом алтаре.

Многие часто спрашивают о том, можно ли креститься в период Великого поста, ведь крещение означает духовное возрождение. Ребенок рождается в строго установленный день и час. Однако согласно канонам армянской Апостольской церкви, человек должен быть крещен на 8 день после рождения, вне зависимости от того, какой это день.

"Этого нельзя сказать о свадьбах. Ведь день этот выбирается. И часто люди приходят в церковь, когда уже выбран день свадьбы и все готово для празднования. В таком случае церковь идет на уступки и совершает обряд бракосочетания", — пояснил иерей Есаи.

Тем не менее, священнослужитель уточнил, что свадебный обряд означает начало совместной жизни молодых, в то время как во время Великого Поста супружеские обязательства также считаются нежелательными. Не все житейские вопросы урегулированы и имеют четкие установки "можно-нельзя".

"Выполнять супружеский долг или не выполнять решают молодые. Тем не менее, было бы хорошо, если бы те, кто соблюдает пост и в этом вопросе соблюдали бы меру и сдержанность", — призвал иерей.

Бог человеку дал свободу, свободу выбора и заповедал не судить других, а всегда в первую очередь посмотреть внутрь самого себя. Апостол Павел в своих рукописях писал: "Пусть соблюдающий пост не осуждает не соблюдающего, и не соблюдающий пост — соблюдающего".

Лента новостей
0