Лаура Саркисян, Sputnik.
1960-е годы стали новым "золотым веком" в истории искусства Армении. Одним из ярких примеров нового “Возрождения” стал Минас Аветисян. Он создал около 500 холстов, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для более чем десятка театральных представлений. Его искусство заняло почетное место в истории мировой живописи.
Аветисян трагически погиб в автомобильной аварии в Ереване 24 февраля 1975 года.
Казанчян вспоминает, что Минас очень хотел приобрести автомобиль, который впоследствии сыграл роковую роль в его жизни.
— Я собираюсь купить машину, — сказал Минас, садясь в такси.
— Ооо, но водить машину сложно, ты сможешь?— спросил я.
— Ну водить машину не сложнее, чем рисовать, — сказал Минас и уехал к себе домой в деревню Джаджур (Ширакская область).
Точно так же 24 февраля 1975 года Минас уехал из Гюмри (старое название Ленинакан — Sputnik) в Ереван и больше не вернулся. Был вечер, помню, как Минас собрался в дорогу и сел за свой автомобиль. Я и Xачик Паронян попросили Минаса подождать до утра, но он спешил. В Ереванской опере (Национальный академический театр оперы и балета имени А.Спендиаряна — Sputnik) должен был быть поставлен спектакль, над которым он работал. Это не было премьерой, но постановка была важна тем, что ожидалось много гостей из-за рубежа. В этот злополучный день после спектакля и случилась трагедия…
Начиналось все в Гюмри
В то время я был художественным руководителем ленинаканского театра. Мы решили поставить "Гамлет" Шекспира. Пригласили в качестве художника Минаса Аветисяна, а композитора - Тиграна Мансуряна. Оставалось три дня до премьеры в Гюмри. Тигран работал над своим делом, Минас отдавал распоряжения по костюмам и декорациям.
Простота и величие
Мы с Минасом любили много беседовать о жизни. Периодически встречались то у меня дома, то и у него в Джаджуре. От Минаса всегда исходила особая энергетика. Он был неким мостом, связывающим в настоящем прошлое и будущее. Всегда был очень скромным и простым человеком, но в этой простоте скрывалось величие.
Все те, кто окружал Минаса, ощущали ауру этого особо одаренного человека. К нему многие приходили побеседовать, написать материал о его таланте, и он абсолютно со всеми был одинаково человечен и прост. До конца его дней в нем мы чувствовали величие, мощь, аристократизм и наряду со всеми этими качествами он был наделен ровным, спокойным и тихим характером.