С формированием по сути коалиционного формата "стратегического сотрудничества" между правящей Республиканской партией Армении (РПА) и партией АРФ "Дашнакцутюн" завершился первый этап внутриполитической интриги и сразу же начался второй.
Из-за практического отсутствия влиятельной оппозиции и трансформации системы госуправления в сторону парламентской модели менеджмента, политическая борьба переместилась в стан власти. Ожидается, что в преддверии парламентских выборов 2017 года в структуре правящей партии начнется закулисная борьба различных групп влияния за "место под солнцем". Наиболее жесткой будет борьба за кресло премьер-министра.
Нынешний "статус-кво" в армянской политике вряд ли продлится долго. Уже сейчас прорисовываются эскизы будущей парламентской политической системы, при которой премьер-министр и стоящая за ним команда будут иметь определяющую роль в политике. Именно за овладение "контрольным пакетом" в кабинете министров развернется борьба между различными группами внутри Республиканской партии Армении.
После устранения с политической арены партии "Процветающая Армения" и ее лидера, крупного бизнесмена Гагика Царукяна, как влиятельной фигуры, классическая оппозиция просто развалилась и дискредитировала себя. Ее развал стал последним гвоздем в гроб доверия общества политической системе. В силу усиливающейся общественной апатии и отсутствия оппозиции, власть почувствовала себя в полной безопасности. В связи с этим на политической арене сложилась конструкция, когда власть сильна, но не потому, что она популярна, а поскольку оппозиция слаба.
Между тем, в обществе недовольство властью и политической системой в целом усиливается. В связи с этим любой толчок или резонансное событие могут встряхнуть общественные настроения и вывести людей на улицы, как это случилось во время протестных акций против подорожания тарифов на электроэнергию летом прошлого года.
В этой парадигме сменилась Конституция и выстраивается новая модель государственного правления. Сейчас переходный период, где многое еще неизвестно и не определено. Именно в обстановке неопределенности, когда неясны место и роль нынешнего президента Сержа Саргсяна в будущей политической системе, ему необходимо усиливать свои позиции внутри формальной и неформальной власти.
Необходимость усиления своих позиций, по всей вероятности, Саргсян почувствовал после конфликта с бывшим лидером ППА Гагиком Царукяном. Вытеснение Царукяна из политики вызвало определенные недовольства внутри Республиканской партии Армении.
Однако в условиях высокого общественного недовольства властью начать зачистки также в верхних эшелонах партии власти, устранить ее целые сегменты (а это не просто люди, за ними целые отрасли экономики), переформатировать ее вместе с государственной системой правления, не только нецелесообразно, но и опасно для самой системы. Можно идти от обратного. Просто усиливать свои позиции внутри власти.
Первым сигналом, знаменующим начало этого пути, стало заявление президента Сержa Саргсяна о том, что после конституционных реформ он не намерен занимать должность премьер-министра или спикера парламента. По мнению многих экспертов, он метил на кресло лидера правящей партии, таким образом, желая обезопасить свой уход и с кабинета "партийного босса" курировать политическими процессами в стране. Однако для этого необходимо, чтобы премьер-министр был фигурой полностью подотчетной и предсказуемой для лидера правящей партии. Овика Абрамяна на посту премьер-министра с его огромным влиянием в политике, экономике и внутри власти, явно не будут долго терпеть.
В этот контекст вполне вписывается и заключение соглашения о стратегическом сотрудничестве с "Дашнакцутюн", и игнорирование публичных сигналов лидеров ППА (которую фактически курирует Овик Абрамян) о возможности коалиционного сотрудничества с партией власти. Саргсян не просто заручился поддержкой АРФД, он взял с них гарантии о долгосрочном сотрудничестве. Не просто так представитель Верховного органа "Дашнакцутюн" Агван Варданян заявил, что отныне "ответственность будет общей".
На этом фоне вполне логичным кажется второе заявление Сержа Саргсяна на встрече с журналистами, где он, не ответил четко на поставленный вопрос об уходе из политики, оставив место для сомнения и размышлений. Данное уклончивое заявление, можно сказать, отразило внутрипартийные настроения по вопросу кандидата на кресло премьер-министра. Наконец, в своей речи перед представителями исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти после проведения референдума по Конституции, Саргсян раскрыл многие карты.
"Хочу также подчеркнуть, что место какой-либо партии или личности в будущем парламенте сегодня не гарантировано. Пусть никто не питает надежд, что на предстоящих парламентских выборах будут легкие победы", — заявил Саргсян.
Его программное выступление о предстоящей работе не оставило впечатление уходящего человека.
В логику усиления позиций правящей партии и ослабления противников укладывается также назначение до этого малоизвестного в общественной сфере и неизвестного в силовых структурах Георгия Кутояна на должность начальника Службы национальной безопасности. В его биографии представляется интересным тот факт, что он занимал должность главы мониторинговой комиссии по реализации антикоррупционной стратегии при Совете по борьбе с коррупцией, созданной по распоряжению президента.
Коррупция же в Армении, согласно многим международным исследованиям, носит системный характер — это неуплаченные налоги со стороны чиновников-бизнесменов, законодательные лазейки, взяточничество и прочее. Здесь уместно вспомнить причину, после которой Гагик Царукян сдал свои позиции и ушел из политики.
Это произошло после того, как было заявлено "о висящих в воздухе слухах о неуплаченных огромных налогах и совершенных преступлениях". Эта модель применима ко многим в системе власти. Будет ли она задействована в будущем, зависит от того, насколько сильной будет подковерная борьба за кресло премьера по мере приближения парламентских выборов 2017 года.