ЕРЕВАН, 27 фев — Sputnik, Адрине Торосян. Все ансамбли песни и пляски Армении действуют в Ереване, однако в областях действуют лишь самодеятельные и любительские кружки. Только у Лори есть государственный ансамбль с профессиональными артистами.
Особенность "Оровела" в том, что танцы с 30-летней историей преподносятся по-новому. "Оровел" уже принимается не как коллектив, прибывший из области в столицу, как было раньше, а как конкурент уже состоявшимся коллективам.
"Оровел" является кузницей профессионального танца, ведь здесь искусство имеет научные основы. У воспитанников коллектива есть возможность продолжить обучение в Ванадзорском Государственном колледже искусств имени Микаела Тавризяна, учебные программы которого составил главный балетмейстер "Оровела" Араик Геворгян. Сохраняя почти 50-летнюю историю, он развивает традиции танца Лорийской области.
"Естественное развитие требует продолжения дела великих мастеров, создание танца, идущего в ногу со временем", — сказал танцмейстер.
В репертуаре "Оровел" есть разработки народных танцев, которые исполняли заслуженные балетмейстеры Республики Армения Вануш Ханамирян, Хачик Маркарян и другие. В основном народный танец подается в классическом варианте.
"Наши дедушки и прадеды танцевали в селах во время празднований. Эти танцы, в основном, были хороводами и люди могли со всех сторон увидеть танец, но во время постановки на сцене угол обзора меняется, и ты должен смотреть глазами зрителя. То есть ты должен менять танец, обработать его так, чтобы правильно подать зрителю",- рассказывает Араик Геворкян.
Он поднимает важную проблему: хотя, по мнению этнографов, которые занимаются собиранием устного народного творчества, сегодня у армян есть 1000 танцев, из которых расшифрованы только 400-500, а другие, к сожалению, остались в пределах народного познания.
Армяне не смогли преподнести свой танец так, чтобы он был узнаваем во всем мире как армянский. В этом контексте наши соседи — грузины, своей исполнительной техникой дошли до такого уровня, что грузинские и вообще кавказские танцы стали очень популярны во всем мире.
"Мы тоже должны представлять наши танцы более динамично, потому что у нас есть мало народных танцев, в которых присутствуют движение и скорость. Сегодня жизнь изменилась, все изменилось — изменился звук, восприятие звука, изменились звуковые герцы, старые темпы уже не воспринимаются. Правда, наши предки танцевали так, но это сегодня не так актуально, мы должны изменить танец, представить его в соответствии с требованием времени",- сказал балетмейстер.
Многие пишут о том, что Кочари является древним танцем, культурной ценностью, и очень популярным среди армян, считает Геворгян.
"Кочари не просто очень популярен, это сугубо армянский танец. Сегодня, когда говорят Сиртаки, все знают, что это греческий танец, но на самом деле это искусственный танец. А про наши сокровища никто не знает", — заключил обеспокоенный судьбой танцевального искусства балетмейстер Араик Геворгян.