Лаура Саркисян, Sputnik.
29 февраля в столице Азербайджана состоялся министериал Совета советников Южного газового коридора с участием Каладзе, министров энергетики Азербайджана Натика Алиева и Турции Берата Албайрака, а также верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини.
В рамках министериала стороны обсудили вопросы второй фазы проекта разработки азербайджанского месторождения "Шах-Дениз", а также проекты Tanap (Трансанатолийский газопровод) и Tap (Трансадриатический), в которых Грузия играет важную стратегическую роль.
В рамках этих проектов в Грузию будет инвестировано 2 миллиарда долларов, и с 2019 года страна сможет получать дополнительные объемы природного газа по льготной цене.
"С президентом SOCAR (Ровнаг Абдулаев) мы поговорили о дальнейшем сотрудничестве, дополнительных поставках природного газа, что для нашей страны является необходимостью. Мы пришли к договоренности, которая будет реализована через поставки дополнительного объема газа из трубопровода "Шах-Дениз". С "Газпромом" по тому же вопросу планируем завершить разговоры в ближайшие дни. Мы получим тот результат, который необходим нашей стране", — заявил Каладзе журналистам по прилету в Грузию.
Как ранее цитировал грузинского министра портал tabula.ge, Каладзе перед отъездом в Баку указывал на заслугу и роль "Газпрома" в том, что сегодня Грузия может вести торги относительно снижения цены на газ с SOCAR.
В феврале Тегеран и Тбилиси провели переговоры о возможной поставке коммерческого газа через Армению или Азербайджан.
"Это будет удачей для нашей страны и поспособствует ее экономическому развитию", — отметил в Тегеране Каладзе, добавив, что поставка природного газа из Ирана в Грузию может осуществляться только двумя путями: через Армению или Азербайджан.
Как показывают визиты Каладзе, а также последний раунд грузино-российских газовых переговоров, Тбилиси так и не смог решить вопросы, связанные с обеспечением необходимых объемов природного газа.
"По иранскому газу можно утверждать, что Тбилиси не сумел договориться с Тегераном о поставках газа, по наиболее приемлемой, для Грузии, цене. Вояж в Баку и заявления по перспективам "Шах-Дениз 2", показывают, что у Баку, даже при желании поддержать Тбилиси, нет достаточного количества газа", — отметил в беседе с корреспондентом Sputnik Армения эксперт по вопросам Грузии, научный сотрудник Центра региональных исследований академии госуправления Армении Джонни Меликян.
Таким образом, при нынешних переговорах с Газпромом по контракту за транзит 2016 года по территории страны в Армению, основным является вопрос монетизации 10-12% объема газа, который Грузия получала за обеспечение транзита.
"Ограниченность азербайджанского предложения показывает, что для покрытия дефицита газа, Тбилиси придется договариваться опять-таки с Газпромом", — отметил Меликян и добавил, что дефицит Грузии в текущем году может составить 400-450 млн. кубометров.
По словам эксперта, ситуацию с переговорами с Газпромом осложняет и то, что этот процесс критикуется со стороны внутренних оппозиционных сил Грузии. Антиправительственная риторика оппозиции Грузии усиливается на фоне предстоящих выборов, которые пройдут в октябре 2016 года.