ЕРЕВАН, 2 мар — Sputnik, Давид Галстян. Многие этнические армяне, принявшие ислам, хотят вернуться к своей истинной религии и национальным традициям, однако боятся притеснений со стороны турецких властей и местного населения.
В период Геноцида многие армяне спаслись, приняв ислам, или, по крайней мере, выдавая себя за мусульман. В историческом западноармянском регионе Дерсим (совр. провинция Тунджели) многие армяне нашли убежище среди алавитов-заза (направление в исламе), которые относительно терпимо относятся к другим вероисповеданиям.
Национальная принадлежность чревата проблемами
Мигран Пркич Гюльтекин является основателем союза дерсимских армян (Дерсим — провинция в Западной Армении на территории нынешней Турции). К своим истокам — вере, традициям Мигран начал возвращаться 6 лет назад.
"В Дерсиме, как и в других турецких провинциях, армяне, в основном, скрывают свою национальность. Многие во время Геноцида и последующих гонений приняли веру местного населения, в Дерсиме — алавитскую, в других местах — суннитскую", — говорит Мигран.
По его словам, раскрытие своей национальной принадлежности чревато для них серьезными проблемами. Даже сейчас, когда идет война между властями и курдами, армяне страдают, несмотря на то, что пытаются не раскрывать свою принадлежность.
Турецкая официальная политика, по словам Миграна, направлена на переселение в Западную Армению тюркоязычного населения со всего мира.
Мигран приехал с женой, она тоже армянка и приняла крещение в Германии. Она рассказывает, что после того, как знакомые узнали о ее национальности, многие начали называть ее "гявур" (тур. gâvur — неверный).
Она уволилась из ресторана, где проработала 15 лет, так как многие отказывались есть "из рук неверной".
История одного человека
Арутюн Ирес крестился в 70 лет. Седой старик с глубокими морщинами говорит, что в 1938 году их семью сослали из Дерсима.
В 1937-38 гг. в провинции Дерсим турецкие власти учинили жестокую резню над алавитами-заза (иранский народ, часто считающийся частью соседнего родственного курдского этноса — ред.) и курдами, выступающими против политики ассимиляции, навязываемой руководством страны. По различным данным погибло от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, в том числе проживающие там, но скрывающие свою национальность армяне.
"Как рассказывали старшие, всех армян вывозили в грузовиках в определенное место. Там всех убивали путем удушья. В последующем, протекающая там река стала называться "рекой трупов". Мы были маленькие, и нас смогли спрятать", — рассказывает Арутюн.
После ссылки, семья Ирес вернулась в родные края. Сам Арутюн вспоминает, что его национальность использовалась по отношению к нему как ярлык еще со времен школы. Сам он не понимал, кто такие армяне, и почему его так зовут. Родители не объясняли, наставляли не задавать лишних вопросов, когда он видел их тайно молящимися.
"Я видел, как молились мои отец и мать, спрашивал: что это, что вы делаете? Они мне отвечали, ты не знаешь, не вмешивайся. То же самое говорила бабушка — что нам лучше не знать", — говорит Арутюн.
Он не смог завершить обучение, проучился до 5 класса и нашел работу в ткацком деле, но на протяжении всей жизни в Дерсиме его постоянно беспокоили, называя "армянин, армянин".
Когда Арутюн переехал в Стамбул, стало спокойней. Там он крестился сам, крестил детей и внуков. Лишь жена не хотела креститься, признаваться, что она армянка. Но, в конце концов, она согласилась.
Фильм глазами внука
Внук Арутюна — Угур Эгемен Ирес родился в Стамбуле, стал кинорежиссером. Национальная тематика нашла свое отражение и в его творчестве. Первый его фильм был связан с историей армянки, которая, несмотря на ее национальность, была похоронена по мусульманским обычаям.
3 марта в Ереванском государственном университете пройдет показ нового документального фильма Угура "Первозданное состояние души". Фильм основан на семейной истории его деда Арутюна, его спорах с женой и том отпечатке, который остался в душе самого Угура.
Он помнит, как бабушка убеждала деда не признаваться в том, что он армянин. Она целых два года не соглашалась рассказать внуку о событиях 1915 и 1938 годов, но все-таки сдалась.
Он признается, что когда раскрывает свою национальную принадлежность, то зачастую сталкивается с непониманием. Существует общественное давление, иногда возникают проблемы в самих армянских семьях.
Фильм снят на скромные финансовые средства. Дерсимские армяне говорят, что Армения практически не уделяет им внимания. Они хотели восстановить хотя бы одну из 160 разрушенных армянских церквей, но денег нет.
Почему-то кажется, что в данном случае на помощь Армении надеяться не стоит. А ведь можно было бы средства на одну из многочисленных церквей, строящихся в Армении, особенно в столице, передать поистине нуждающимся в этом.