Адрине Торосян, Sputnik.
В столице Лори — Ванадзоре, все знают и любят скульптора Саргиса Гарибяна или просто Сево, который всю жизнь живет и творит в родном городе. В разных частях города можно встретить работы мастера. Однако за 40 лет творчества Саргис Гарибян не успел претворить в жизнь все свои идеи.
На самом деле у мастера много эскизов.
Среди них особое место занимает тема войны и мира — "Кочари победы" (символизирующее освобождение города Шуши), "Пронзенный шлем" (в память о воинах, погибших в Карабахе), "Сломанный штык" (в память о жертвах Геноцида армян). Также есть проекты по созданию памятников армянскому царю Тиграну Великому и полководцу Зоравару Андранику, которые скульптор хочет установить на улицах, носящих их имена.
Он задается вопросом, почему в Гюмри есть памятник местному шутнику, а в Лори нет.
"Почему бы нам не создать памятник известным лорийцам, к примеру, стекольщику Рубену, он был человеком с хорошим чувством юмора. Про него ходят анекдоты. Иногда, устанавливая одно стекло, он разбивал сотню, и объяснял это тем, что стекло сгнило", — говорит Сево.
Он считает, что в Лори обязательно должны быть созданы памятники тех людей, которые уже стали его историей. "Мы должны посвятить им памятники, холить и лелеять… А как же, люди, приезжая в Лори, должны знать, что это именно Лори", — говорит скульптор.
"Ануш шла за водой, думая о Саро, поэтому она изображена силуэтом, а на заднем плане Саро. В руках Ануш кувшин, из него должна литься вода, чтобы люди могли пить из этого источника", — говорит скульптор, представляя свои работы.
Одна из первых работ мастера по мотивам Туманяна — скульптура "Старое благословение" (1985 г.), в целях сохранения была установлена напротив ресторана "Лори", так как на старом месте оно подвергалось разрушению.
"Его постоянно ломали. Я понимал причину, на том месте хотели разместить магазин, так и получилось. Мне даже предлагали деньги, но я отказался, и мы перевезли скульптуру собственными усилиями", — рассказывает мастер.
На стенах того же ресторана Сево выгравировал туманяновских героев — Саро, Хозяина и слугу, Храброго Назара, Охотника-врунишку, Гикора.
Мастер не представляет себя вдали от родины. По его словам, даже талантливые армяне на чужбине воспринимаются как люди второго сорта.
"По приглашению был в Туркмении, было там одно маленькое дело, сделал. Мне предложили там остаться, поработать, но я не согласился. Первая причина была в том, что я должен был вернуться домой, вторая — там было очень жарко, невозможно было работать. Но вообще, я дальше нашей страны себя не представляю: там ты чужой. Твой талант ценят, но все равно там ты чувствуешь себя второсортным. Нужно приспосабливаться, создавать себе окружение, а это все возможно только со временем, что меня не прельщало", — признается он.
Сево также поделился своими размышлениями об искусстве и роли деятеля культуры. По его мнению, человек искусства ценится в нашей стране, но не материально.
"В нашем городе много талантливых искусствоведов, которые бездельничают, а когда человеку искусства нечего делать, он голодает", — говорит он.
Несмотря на тяжелые социальные проблемы, когда искусствоведы сегодня, как отмечает ванадзорский скульптор, "бездельничают", он не ждет заказов, чтобы иметь работу: ваяет бюсты и дарит безвозмездно различным школам, университетам и благотворительным организациям.
"Иногда спрашиваю наших деятелей искусства, чего вы ждете? Говорят, у человека должно быть настроение, а если нет заказов, что нам делать? Меня спрашивают, почему тебе заказывают работы, говорю — не заказывают, это моя инициатива. Или же заказывая, знают, что не заломлю цену. Как известно, хороший товар не залежится. Даже если не будет спроса, можешь и подарить свою работу, что может быть и лучше", — говорит мастер Сево.