ЕРЕВАН, 8 мар — Sputnik. Мусульманское женское платье — абайя, предназначенное для ношения в общественных местах, так широко распространенное в странах Персидского залива, в глазах западного мира выглядит как символ несвободы. Черного цвета в своем традиционном варианте длинное до пят платье, скрывающее женскую фигуру, кажется сковывающим женщину пережитком прошлого. Однако это представление далеко от реальности, в которой абайя все больше становится неотъемлемым атрибутом фэшн-индустрии.
Мусульманское платье: скрыть фигуру или выделиться
Как считает известный эмиратский дизайнер Мона Абдель Керим аль-Мутава, которая продает свои коллекции абай под маркой MAK по всему миру, технология пошива мусульманской женской одежды пережила настоящую революцию, и ограничения в цвете или дизайне при создании абай остались в прошлом. Если раньше абайи были исключительно черного цвета без всяких украшений, и носились исключительно для того, чтобы скрыть женскую фигуру, то сейчас женщины хотят, чтобы абайя не только прятала фигуру от любопытных глаз, но и выражала их индивидуальность.
Существует версия, будто в давние времена черные одеяния помогали женщинам скрыться в темноте во время сражений между арабскими племенами, которые зачастую происходили ночью, или уберечься от приставаний мужчин, когда они оставались одни без защиты.
"Теперь абайя должна соответствовать надетому под ней наряду и помогать выделиться ее хозяйке, она должна быть сшита таким образом, чтобы одновременно подчеркнуть и достоинства фигуры, и скромность ее обладательницы", — рассказала аль-Мутава.
По мнению дизайнера, такие изменения в восприятии традиционной мусульманской женской одежды в ультраконсервативных странах Персидского залива — результат влияния социальных сетей, когда публичные люди — блогеры, телеведущие, актрисы стали появляться в цветных абайях, сшитых с фантазией, и выкладывать в социальные сети такие снимки, после чего в обществе возникло ощущение, что это норма. "Подобные эксперименты в социальных сетях дали невероятный толчок дизайнерам, и они расценили это как глоток свободы при пошиве абай", — отметила она.
Теперь цвета и модели абай, как и любой другой одежды, выбираются, исходя из тенденций мировой моды. Дизайнер напомнила, что некоторое время назад появилась мода на абайи с поясом на талии и карманами.
Однако предпочтения в фасонах абай продолжают различаться по странам Персидского залива. Наименее консервативны в этом отношении жительницы Бахрейна и Кувейта, они носят абайи самых замысловатых фасонов и цветов. Больше всего привержены традициям Саудовская Аравия и Катар, где женщины по-прежнему предпочитают абайи черного цвета с минимумом украшений. В Объединенных Арабских Эмиратах предпочтения в дизайне мусульманских женских платьев зависят от места жительства, в самом космополитичном и открытом городе-эмирате ОАЭ — Дубае женщины любят экспериментировать с цветами и моделями абай, в то же время в столичном эмирате Абу-Даби представительницы слабого пола проявляют более консервативный подход к выбору традиционных мусульманских платьев.
Как полагает аль-Мутава, в гардеробе современной арабской женщины должно быть не меньше десяти абай: семь для повседневного ношения и три — для вечерних или праздничных выходов.
Сначала сшейте платье, потом делайте бизнес
В коллекции российской теле- и радиоведущей Татьяны Вишневской, которая ведет передачу "Стиль жизни с Татьяной Вишневской" на "Авторадио" в Дубае, а также одноименный блог в издаваемом в ОАЭ русскоязычном журнале "Искусство жить", около 24 мусульманских платьев. Татьяна переехала в Дубай два года назад и сразу поняла, что быть хорошо принятой в местном обществе ей поможет смена гардероба.
"Я считаю, что одежда — своеобразная защита для человека и его "визитная карточка". Я даже написала статью под таким названием "Сначала сшейте платья, потом делайте бизнес". Ношение абай придает женщинам больше элегантности, красоты, позволяет эффектно подать себя, потому что в этом платье ты чувствуешь себя как царица", — заметила радиоведущая, которая основала в Дубае свою медиа-компанию.
Татьяна открыла для себя эмиратского дизайнера по имени Худа аль-Нуайми, которая создает абайи в современном стиле — это изящные легкие платья разной длины из шелка или из хлопка с вкраплением шелковых нитей, расшитые вручную, с поясом, они выглядят, скорее, не скромной мусульманской, а шикарной светской вечерней одеждой.
Фотографии с российской радиоведущей в мусульманских платьях стали настолько популярны в соцсетях, что у дизайнеров заметно увеличились продажи абай, и они стали присылать их Вишневской в подарок. Таким образом сформировалась ее богатая коллекция.
Итог терактов: нет мусульманской одежде вне мусульманского мира
Несмотря на то, что в Эмиратах абайя для россиянки — повседневная одежда, в поездки на родину она ее с собой не берет из-за негативного, по ее мнению, отношения к мусульманским атрибутам в российском обществе.
Отказываться от ношения мусульманских платьев, которые многие подданные аравийских монархий рассматривают просто как традиционную национальную одежду, при выезде за пределы арабского мира приходится и представительнице правящей семьи эмирата Шарджа — шейхе Хинд аль-Кассеми, которая владеет собственным модным домом.
"К сожалению, из-за терактов люди, носящие мусульманскую одежду, стали отрицательно восприниматься в мире, поэтому абайю я ношу дома, а за пределами ОАЭ одеваюсь в обычную европейскую одежду, конечно, скромную в соответствии с нормами ислама", — заметила аль-Кассеми.
В целом, по ее словам, ношение абай и в Эмиратах женщинам-мусульманкам, даже из правящих семей, никто не навязывает. "При желании вполне можно надевать и скромную европейскую одежду, но ношение абай — это наша традиция, причем очень красивая и женственная традиция, ведь любая женщина, надев абайю, действительно ощущает себя принцессой", — сказала шейха.