ЕРЕВАН, 9 мар — Sputnik, Регина Хохлова. России не хватает специалистов в сфере спортивной медицины. На данный момент в это прибыльное направление идут все кому не лень, заявил Зураб Орджоникидзе, глава Центра спортивной медицины Департамента здравоохранения Москвы.
Вчерашний стоматолог, проктолог и педиатр сегодня могут работать со спортсменами т.н. "первого эшелона", рассказал эксперт.
"Подобная ситуация сложилась из-за того, что атлетов много, а квалифицированных врачей не хватает. В ВУЗах любого большого города необходимо открывать факультеты, а не кафедры спортивной медицины", — отметил Орджоникидже.
По словам эксперта, к международным соревнованиям готовят 3-4 тысячи спортсменов — это малая часть от числа всех профессиональных атлетов. С ними должны работать только специалисты, квалифицирующиеся на спортивной медицине.
"Любой метод, который дает тебе преимущество над соперником во время соревнований, является запрещенным, даже если мы говорим о преимуществе в миллисекунду. Мельдоний никогда не являлся допингом, это просто восстановитель. На западе подобные по составу препараты повсеместно употребляются спортсменами, просто они называются по-другому", — заявил Орджоникидзе.
"Существует мировое сообщество спортивных врачей. Когда WADA решает включить какой-либо препарат в запрещенный список, они должны сначала посоветоваться с экспертами. Я думаю, скандал с мельдонием — это политическое давление. Настало время обратиться в ООН, чтобы приструнить распоясавшуюся WADA", — подчеркнул Орджоникидзе.
"Откуда Мария Шарапова могла что-либо знать про мельдоний? С ней работает целая команда врачей и тренеров. Ей просто сказали принимать препарат, и она послушала своих советников. Вряд ли она поставила бы на карту свою репутацию и карьеру из-за вещества, которое не дает головокружительных результатов. Списки запрещенных препаратов часто обновляются. Команда Шараповой была обязана следить за изменениями", — подытожил эксперт.
С Зурабом Орджоникидзе согласен Рамил Хабриев, бывший генеральный директор РУСАД (Российское антидопинговое агентство).
"Препарат есть в запрещенном перечне, этот список периодически обновляется. Задача тренеров, врачей и спортсменов — отслеживать его. Вопрос пересмотра и дополнений долго обсуждается, затем спортсменов предупреждают и лишь в новом году поправки окончательно принимаются. Антидопинговое агентство обязано иметь список запрещенных средств и методов, доводить информацию об изменениях до тренеров. В конечном счете, ответственность за употребление мельдония лежит на спортсменах", — резюмировал Хабриев.
Мельдоний — не тот препарат, из-за которого атлета можно дисквалифицировать даже на месяц, считает депутат Госдумы Сергей Поддубный.
"Российские спортсмены попали под политические санкции. Препарат был намеренно включен в список запрещенных. Он не даёт никакого стимулирующего эффекта. К тому же, у каждого человека свой метаболизм: у кого-то можно вывести препарат из организма за месяц, у кого-то за три. Россия — сильный спортивный соперник. А большой спорт — это большой бизнес. Запад заинтересован в исключении России из спортивной гонки", — подытожил Поддубный.
В понедельник стало известно о том, что теннисистка Мария Шарапова и фигуристка Екатерина Боброва употребляли запрещенный препарат мельдоний. Во вторник появилась информация, что пробы олимпийского чемпиона шорт-трекиста Семена Елистратова, пятикратного чемпиона мира конькобежца Павла Кулижникова и волейболиста сборной России Александра Маркина также показали положительный результат на наличие мельдония.
Мельдоний был внесен в список запрещенных веществ Всемирным антидопинговым агентством с 1 января 2016 года. Препарат назван запрещенной субстанцией как в соревновательный, так и во внесоревновательный период и относится к классу "Гормоны и модуляторы метаболизма".