Лаура Саркисян, Sputnik.
Первая симфоническая музыка прозвучала в Ереване, благодаря кавказской "тройке". В состав коллектива вошли десять работников искусства из Тбилиси, 30 музыкантов из Баку и пять из Ереванской консерватории.
В далеком 1924 году
В 1924 году преподаватель Ереванской консерватории Давид Соломонян, приехав из Ростова, решает организовать в Ереване "летний симфонический сезон".
С этой целью он отправился в Тбилиси и заключил договор с представителями союза работников искусств (рабис), согласно которому они обязуются предоставить на лето оркестр из десяти человек.
Таким образом, в 1924 году впервые в Ереване прозвучала симфоническая музыка, представленная искусственно созданным региональным оркестром.
Под открытым небом на фоне Арарата в Ереване были исполнены сложнейшие произведения великого Вагнера и Спендиарова.
Спендиаров или символ филоркестра
В том же 1924 году в Армению по приглашению правительства приезжает армянский композитор и дирижер Александр Спендиаров с целью дать в Ереване концерт. Для его проведения требовался оркестр, и Спендиаров обращается к ректору Ереванской консерватории Аршаку Адамяну, который рекомендует пятерых преподавателей из созданной на тот момент консерватории.
Первый прототип местного симфонического оркестра состоял из 18 человек. Вскоре Спендиаров собирает молодежь и создает студенческий оркестр из 45 человек. В классе начали разучивать оркестровые партии. Репетиции перед концертом проходят в день два раза.
Спендиаров все время рядом с музыкантами, подсказывает, пишет произведения для нового оркестра. Постепенно ученический коллектив, пропагандирующий симфоническую музыку, набирает обороты и завоевывает любовь местного населения.
Судьба оперного театра решалась на улице
Оркестр формируется и работает на одном энтузиазме до 1933 года — момента открытия оперного театра в Ереване. Его первым директором становится Мамикон Геворкян. Не будучи музыкантом, он берет в заместители дирижера Геворга Будагяна.
Будущее оперного театра, по сути, было решено на улице. Геворкян и Будагян, как-то встретившись, решают — консерваторский оркестр должен стать симфоническим.
Вместе с ними в оперу переходят вокалисты, а также два дирижера консерватории — Геворг Будагян и Сурен Чарикян.
Время идет, симфонический оркестр взрослеет. За этот период оркестр разворачивает колоссальную деятельность: ежедневно проводятся репетиции к вечерним оперным постановкам, филармоническому концерту. Музыканты, в прямом смысле этого слова, работают по 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Жизнь оркестра в военное время
Так длится до 1941 года — начала Второй мировой войны. За несколько дней до войны одна группа отделяется от общего оркестра в структурную единицу симфонического филармонического оркестра, а оставшаяся часть входит в оперный симфонический оркестр. С началом войны часть музыкантов из обоих оркестров призывают в армию. Оставшиеся объединяются в единый оркестр.
Армен Будагян — сын дирижера Геворга Будагяна до сих пор помнит, как от дыхания людей зал оперного театра согревался и, когда поднимался занавес, актеры блаженствовали — теплый воздух из зала шел на сцену. А вот музыкантам приходилось туго: холодный воздух со сцены шел в оркестровую яму. Музыканты играли в специальных перчатках с открытыми пальцами, а актеры грели ноги у плиты, чтобы выйти на сцену. В августе 1945 года, после окончания войны, оркестр вновь делится на две части.
С тех пор в Армении действует Национальный симфонический оркестр государственной филармонии (ныне под руководством дирижера Эдуарда Топчяна) и симфонический оркестр Национального академического театра оперы и балета им. Александра Спендиаряна.