Есть еще один Березовский, который, казалось бы, остался в тени футбольной жизни своего брата. Это старший брат Романа — Александр. Он первым повел Романа на футбол и следил за спортивной карьерой брата. О том, какой путь прошел вратарь Роман Березовский, Sputnik Армения рассказал Александр Березовский. Беседу вел Хачик Чахоян.
-Александр, между Вами и Романом существует значительная разница в возрасте. Когда Роман начал заниматься футболом?
— Роман младше меня на 14 лет. Наши родители работали в проекте строительства туннеля Арпа-Севан, и в 1974 году мы получили квартиру и переехали в Армению. Я учился в Институте физической культуры. Тоже был спортсменом, но велосипедистом. В составе сборной Армении участвовал в бывших советских спартакиадах. Но всегда любил футбол. В институте у меня был друг — Сергей Кайфаджян, который был легкоатлетом, но тоже очень любил футбол. Мы всегда интересовались футбольными событиями.
Он был поклонником московского "Спартака", а я донецкого "Шахтера". После окончания института Сергей начал работать тренером в Детско-юношеской школе олимпийского резерва, которая сейчас носит название "Пюник". Роману тогда было семь лет. Я повел его к Сергею.
- Как получилось, что Роман стал вратарем?
— Сначала Роман тренировался в той позиции, какую предложил ему Кайфаджян. Потом возникли какие-то проблемы с вратарем, и Роман оказался в позиции голкипера и остался им.
- В этом возрасте Роман был ниже других ростом. Странно, что его утвердили вратарем.
— После одной пробы Сергей Кайфаджян не захотел уже другого вратаря. Что касается роста, то у нас такие гены, что мы начинаем расти после переходного возраста. И Роман подрос через несколько лет.
- Роман тренировался с удовольствием или Вы его заставляли?
— Я никогда не заставлял его играть. Во-первых, он был младше меня и слушался, кроме того, он любил футбол. Обычно я его возил на тренировку, но когда был занят, Роман самостоятельно пользовался общественным транспортом.
- Я беседовал с друзьями детства Романа и, по их мнению, Вы внесли огромный вклад в его становление.
— В детстве, когда родители хотели отдать Романа в детский сад, то оказалось, что в русском садике нет мест, и он пошел в армянский. Там он научился разговаривать на армянском языке. Кроме того, воспитание семьи тоже имело свое значение. Мой брат всегда был умным и смышленым, и уважительно относился к словам взрослых.
Когда он начал заниматься футболом, я часто беседовал с тренером Кайфаджяном, и он говорил, что у Романа хорошие данные, чтобы стать высококлассным вратарем. И когда он вернулся после нескольких соревнований, я понял, что должен сделать все, чтобы наш общий труд не пропал даром.
- Можно ли считать, что поездка в Санкт Петербург стала переломной в спортивной карьере Романа?
— Наверное, да. После выступления в нескольких петербургских командах, в 1995 году Роман получил приглашение из "Зенита". Безвременно скончавшийся Павел Садырин, который возглавлял "Зенит", в товарищеском матче заметил Романа и пригласил в команду. Но до этого Роман играл в составе молодежной сборной Армении.
Его пригласил Ованнес Заназанян, светлая ему память. Потом возник вопрос службы в армии. А 1996 году Роман провел первую игру в составе национальной сборной. Его включил Хорен Ованнисян.
- Спустя столько лет, чувствуете ли Вы гордость за Романа?
— Я уже отметил, что Роман младше меня на 14 лет. Он как будто был моим сыном. Мне, конечно же, приятно, когда в его адрес звучат теплые слова. Армянский народ уже оценил Романа Березовского за проделанную работу. И я рад этому.
— В свое время про олимпийского чемпиона Сергея Новикова говорили, что он русский сын Армении. Думаю, то же самое можно сказать о Романе.
— Роман родился в Ереване, воспитывался и рос в армянской среде. Я не знаю, что можно сказать о нем, но он всегда с гордостью носил форму сборной Армении. И это чувство разделила также наша семья.