ЕРЕВАН, 1 апр — Sputnik. Строительство нового здания международного аэропорта "Звартноц" было неверным решением, которое привело к различным проблемам. В результате строительства здания стоимостью 160 миллионов долларов, сегодня цены на авиабилеты в Армении значительно дороже, чем в соседних странах.
Об этом во время встречи с журналистами сказала архитектор Анаит Тарханян — дочь соавтора проекта старого здания аэропорта "Звартноц" Артура Тарханяна. Она не исключила, что и без того дорогие авиабилеты в будущем подорожают еще больше, если концессионный управляющий аэропорта воплотит в жизнь новую инвестиционную программу.
"Согласно инвестиционной программе, предусмотрено 270 миллионов долларов. На данный момент реализованы работы на сумму 160 миллионов долларов", — сказала Тарханян.
Согласно новому инвестиционному проекту, концессионный управляющий планирует расширить новое действующее здание и увеличить число телескопических трапов (хоботов), которые обеспечивают связь с самолетами, с пяти до семи. К 2050 году планируется довести общий объем инвестиций до полмиллиарда долларов, в результате чего число хоботов достигнет 11-ти.
Вместо этого армянские специалисты предлагают собственный проект, по которому стоимость телетрапов не превысит 25-30 миллионов долларов. Но они будут подсоединены к круглому зданию "Звартноц", который после реконструкции и модернизации будет соответствовать международным стандартам.
"Согласно программе, стоимость одного хобота составляет 38 миллионов долларов, по нашей программе — 2,2 миллионов долларов, поскольку мы не строим новое здание, а модернизируем наш аэропорт", — сказала Тарханян, напомнив, что эти расходы негативно отразятся на ценах на авиабилеты.
Аэропорт "Звартноц" эксплуатирует компания "Армения — Международные аэропорты" в соответствии с 30-летнем концессионным управлением, предоставленным армянским правительством в 2001 году.
По мнению Тарханян, этот договор содержит положение, согласно которому те здания, которые концессионный управляющий реконструирует и модернизирует, остаются собственностью государства, а то, что управляющий строит сам, является его собственностью.
Она отметила, что нынешняя ситуация является результатом этого договора, потому что концессионный управляющий предпочитает инвестировать в свою собственность.
"Если бы не было этого пункта, то мы сегодня имели нормально функционирующий и модернизованный аэропорт", — говорит архитектор.
Армянские архитекторы попытались представить свой авторский проект концессионному управляющему, но безуспешно.
"Мы в течение двух лет пытаемся достучаться до концессионера, и вопрос до сих пор остается нерешенным. Мы хотим сесть за стол переговоров со специалистами концессионера и обсудить профессиональные вопросы", — говорит архитектор Григорий Варданян.
Эксперты полагают, что даже если концессионер не желает вкладывать инвестиции в старое здание, то государство должно самостоятельно найти средства для урегулирования проблемы, так как это вопрос не только сохранения архитектурной ценности, но и национальной безопасности.
"Если однажды работа терминала по каким-то причинам прекратится, то государственный терминал продолжит свою работу, и у нас будут 11 выходов во внешний мир", — сказала Тарханян.
Руководитель института "Армпроект", архитектор Сашур Калашян отметил, что вне зависимости от того, какой проект будет реализован, здание "Звартноц", имеющее архитектурное значение, и его необходимо сохранить.