О том, как живется нашим соотечественникам в стране, которая отрицает факт совершения Геноцида армян, корреспонденту Sputnik Армения рассказал тюрколог, член армянской общины Стамбула Тиран Локмагюзян. Беседовала Лаура Саркисян.
— Как Вы оказались в Стамбуле?
— Мои предки переехали в Стамбул задолго до погромов. Несмотря на то, что моя семья не пострадала во время Геноцида армян 1915 года, тем не менее, многие из моих предков были убиты в результате погромов армян в Западной Армении по приказу Абдул-Гамида II (1894-1896 гг.).
Я родился в Стамбуле, но провел детство в Германии. Когда мне исполнилось 20 лет, я вернулся в Турцию, но со временем понял, что больше не хочу и не могу жить там. Приехал на учебу в Армению и остался на исторической родине. Однако периодически езжу в Турцию.
— Как армяне живут в Стамбуле?
— В Стамбуле жить нелегко, особенно если ты армянин. Армяне мало говорят, практически не выражают своего мнения, на улице вынуждены говорить исключительно на турецком. Перед выходом на улицу мы предупреждаем детей о том, чтобы они не говорили на армянском и даже не обращались к матерям по-армянски "Майрик", а называли бы их на турецкий лад "анэ". Такое воспитание мы получили с детства.
В Турции армянину всегда нужно быть начеку, ведь во всем в этой стране виноваты армяне и Армения. Сегодня в Турции даже в терактах и курдских столкновениях пытаются обвинить армян.
На сегодняшний день в Турции практически не осталось армян. Их большая часть — около 40 000 армян компактно проживает в Стамбуле. На территории Турции осталась одна деревня, в которой живут 100-150 армян, причем в основном преклонного возраста. Там нет молодежи, а, следовательно, нет и будущего.
— Чем армяне и армянская община занимаются в Турции?
— Сегодня армянская община Турции, в частности Стамбула, достаточно разрозненна. Более 40 лет назад в Стамбуле проживало 1,5 миллиона людей, из них 150 000 армян, 200 000 греков и 100 000 евреев.
Сегодня в 20-миллионном Стамбуле остались 40 000 армян, 20 000 евреев и 1 000 греков.
В свое время в Стамбуле были отдельные районы — армянские, еврейские, греческие, которых сейчас практически нет. Около двух районов считаются армянскими, но даже там проживает всего 5-10% армян от общего населения.
В Турции по закону все граждане равноправны, хотя на деле это не так: армяне не имеют права работать в госучреждениях страны. Они даже не могут себе позволить быть дворниками, так как эта должность входит в систему госструктуры. В многомиллионной Турции лишь один оперный певец армянского происхождения, и это не потому, что среди армян нет талантливых людей. Армяне не имеют право иметь какое-либо воинское звание, но обязаны служить в турецкой армии. В основном, мы являемся торговцами и ремесленниками.
— Сегодня многие армяне едут на заработки в Турцию. Как Вы это прокомментируете?
— Если сядете в автобус рейса Ереван-Стамбул, вы там непременно увидите торговцев, которые отправились за турецкими товарами. Есть и те, кто едет на заработки в Турцию. Однажды Эрдоган (президент Турции) заявил, что около 100 000 граждан Армении работают и проживают в Турции, но это преувеличенные показатели, их количество не более 10 000. Часть из них подрабатывают нянями, ухаживают за детьми, другие — смотрят за престарелыми. Это не положительная динамика и нам необходимо пресечь ее. Но в основном едут те, кто находится в очень сложном финансовом положении. К сожалению, мы только сейчас приходим к пониманию, что с Турцией не должны иметь торговых отношений, даже нелегальных.
— О чем не должны забывать армяне?
— Поверьте, то, что вы знаете о Турции, это всего лишь вершина айсберга, а не весь айсберг. В первую очередь, все мы должны помнить, что времена никогда не меняются и, следовательно, турки тоже. Армяне не должны забывать события 100-летней давности. Буквально после Гамидовских погромов многие армянские деятели выступали с тем, что турецкая молодежь не та, Турция изменилась, а в итоге мы столкнулись с Геноцидом, с резней, массовым уничтожением и депортацией наших предков. Мы должны помнить, что из турецкого сознания до сих пор не вышел пантюркизм и пантуранизм.