24 апреля, в День памяти жертв Геноцида армян, мы склоняем голову, вновь и вновь переживая и осмысливая ту страшную катастрофу. Мы, русские, как почти никто другой понимаем братский нам армянский народ, ведь мы в ХХ веке тоже пережили страшные, в десятки миллионов жизней потери, и часто причины этих потерь могут (и должны) быть охарактеризованы именно термином "геноцид".
Я уже говорил и повторю еще раз: поездка Владимира Путина ровно год назад в Ереван и произнесение им слова "геноцид" применительно к трагедии армян — один из самых мужественных международных шагов российского президента за полтора десятилетия. Прагматики твердили, что не надо так прямолинейничать и злить Турцию и других "тюркских партнеров", что Обама тоже выразил соболезнования, но сделал это в гораздо более обтекаемых выражениях. Смотрелись подобные умствования…не очень. Слишком превосходил предмет обсуждения своим смыслом сиюминутные интересы, слишком объединяют общие боли два наших народа.
Недавно патриарх Кирилл вызвал гнев либеральной интеллигенции, заявив о все более захватывающей мир и трубящей о новых и новых победах ереси человекопоклонничества. Святейшего обвинили в мракобесии, реакционности, жестокости и прочих грехах, в которых традиционно обвиняют его, Русскую православную церковь и православие вообще. Самоназначенные прокуроры даже не стали утруждать себя, причем, скорее всего сознательно, обдумыванием выдвинутого патриархом тезиса. А он ведь вполне понятен и логичен.
Земля призраков: Геноцид армян на страницах National Geografic>>
Средневековый корпус гуманистических идей зарождался как во многом своеобразное превращенное христианство, пересматривающее феномен богочеловека и все, что с ним связано, в пользу большего равноправия составляющих его частей — Бога и человека, Творца и творения. Но постепенно Бога в людской жизни становилось все меньше и меньше, а собственно человека все больше и больше. Закономерный итог — Творца полностью вычеркнули из душ и умов, а следующим шагом, логичным и неизбежным, стала присяга формуле: "Если Бога нет, то все дозволено".
Осознавшие себя полноправными хозяевами своих и чужих судеб люди принялись с удвоенной энергией убивать друг друга. А так как мир стремительно покидало чувство наличия Высшей силы и связанные с ним душевные эмоции и переживания, убивали все хладнокровнее, обдуманнее, рациональнее, разумнее — как кощунственно это не прозвучит.
Технический прогресс, тоже дитя торжествующего холодного разума, был в реализации массовых кровопролитий отличным подспорьем. Кровавые религиозные и племенные распри и погромы предыдущих столетий, очень часто стихийные, могла остановить смена буйного озлобления не менее буйным отрезвлением и раскаянием. Побоище, выросшее из холодного спокойного разума, не может быть остановлено ничем, кроме технической невозможности его реализации. Ох, прямо в корень проблемы попал Егор Летов своей строчкой "гуманизм породил геноцид".
Османская империя начала ХХ века была государством крайне поверхностно вестернизованным. Если не полностью азиатским, то уж куда более азиатским, чем европейским, далеким от западной гуманистической философии и гордо носившим титул Халифата. Но именно оно в числе первых перекинуло зловещий мостик от яростно-спонтанных погромов к обдуманному, расчетливому и — опять прозвучит кощунственно — рутинному уничтожению огромных групп населения.
Да, корни Геноцида 1915 года лежали в застарелых этнических фобиях турок относительно армян, но форма выплескивания этих фобий уже была иной, не той, что в репрессиях против балканских народов несколькими десятилетиями ранее и против тех же армян в 1890-х.
В конце концов, армяне с турками худо-бедно уживались вместе столетиями, армянам даже было позволено занимать неплохие позиции и торгово-экономические ниши в жизни страны. Но тут правящая клика так называемых "младотурок" после начала Первой мировой войны решила, что армяне представляют собой подрывной элемент, потенциальную опору врага, "пятую колонну". И взяло старт на истребление уже не анархичное, возбужденное и стихийное, а планомерное.
Прошел 101 год, вслед за Геноцидом армян последовала еще череда массовых убийств, но извлекло ли человечество какие-то уроки из кровавого опыта?
Впрочем, признаю, что принципиально неверно ставлю вопрос. Для извлечения уроков нужно увидеть корень проблемы, а не ее поверхностные, пусть и предельно ужасающие проявления.
Огорченно всплеснув руками после очередного кошмара, человечество, в нашем случае синонимичное географическому и мировоззренческому Западу, вновь упивается гуманизмом, который в свою очередь синонимичен старому анекдоту "войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется".
Армяне — деятельный, энергичный, талантливый народ с развитым и даже обостренным национальным сознанием. Сильные армянские диаспоры, появившиеся во многом как раз после событий 1915 года, есть во многих странах Запада. Поэтому народ хай добился если пока не полного и всеобщего, то весьма широкого мирового признания своей трагедии.
Насколько это признание может считаться иммунитетом от повторения пережитого, судить весьма сложно — в некоторой степени, наверное, может. Но сколько народов, таким иммунитетом не обладающие, совсем недавно подвергались хладнокровному избиению "гуманистами" как "реакционные" и "не соответствующие либерально-гуманистическим ценностям"? Достаточно упомянуть сербов на осколках бывшей Югославии.
А продолжающаяся трагедия Донбасса и, шире, юго-востока Украины, рана всякого русского человека? Под лозунгами "если люди не хотят в ЕС и славить Бандеру — они никакие не люди, а "ватные колорады" на многострадальной донбасской земле творятся тягчайшие военные преступления. Апофеозом же гуманизма по-украински стало сожжение Дома профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года.
Вспоминая сегодня всех жертв Геноцида армян, мы должны помнить и то, что от подобного кромешного ужаса не застрахован ни один народ, включая те, что сейчас высокомерно решают, кого миловать, а кого истреблять ради гуманистических ценностей. Слишком уж хрупок идейно-философский фундамент текущего мироздания, и кирпичи с бодрой надписью "человек человеку друг, товарищ и брат", ломаясь, обнажают на срезе прямо противоположное утверждение: "человек человеку волк". Фундамент давно следует переложить, и русским с армянами в этом трудоемком процессе нужно держаться вместе.