Гоар Саргсян, Sputnik.
В этом фильме своё мнение о тех событиях смогли выразить как армяне, так и турки. Однако даже ярое отрицание Турцией факта геноцида армян, очевидно прослеживающееся в картине, говорит о том, что трагедия армян является реальностью, несправедливостью не только по отношению к армянскому народу, но и по отношению ко всему человечеству.
При просмотре бросается в глаза, как агрессивно и возбужденно говорит внук Кемала Ататюрка. До съемок он несколько раз менял время интервью. Потом высказал обвинения в адрес армян, оправдывая случившееся, и сразу же, закрыв тему, заявил: "Все, больше говорить я не хочу".
"Армяне жили с турками 1000 лет. Во время войны оказывали сопротивление турецкой армии. Что бы вы сделали в вашей стране? Солдатам нужна была еда, которую они не могли найти, потому что армяне блокировали дороги, взрывали мосты. Наша армия не пошла их убивать, хотя могла бы. Поэтому и было решено депортировать этих людей. Был холод, но турецкая армия тоже гибла от холода", — говорит внук Ататюрка в фильме.
Следующая наиболее впечатляющая сцена фильма — это беседа с внучкой Генри Моргентау, который был послом США в Турции в годы Первой мировой войны. Она рассказывает, как страдал дед, ставший непосредственным свидетелем резни армян. Последовав примеру деда, она также стала поборником признания геноцида армян.
"Дед мой всеми силами пытался остановить происходившее. Но у него не получилось. И он очень страдал от этого. Последнее, что ему оставалось — это вернуться в США, где он создал негосударственную организацию, целью которой было помочь и поддержать армян", — рассказывает в фильме Памелла Стейнер.
Генри Моргентау одним из первых рассказал миру о страданиях армян. Самый высокопоставленный очевидец армянской трагедии написал книгу "Убийство нации".
Фильм построен на историях очевидцев трагедии, некоторые из которых так и не увидели фильм — когда он был готов к показу, их уже не было в живых. В этом плане картина важна своими документальными свидетельствами: в ней звучат истории, которых раньше никто не слышал.
"В то время мне было 6 лет. Я осталась одна, рядом лежала мертвая девочка. Они решили, что я тоже убита. Я подумала, что надо встать, уйти узнать, где мои родственники. Дорога шла к мосту, люди бегали вокруг, в воздухе был град пуль, дым, я была не в себе, пули падали под ноги, но я не понимала, что происходит. Вдруг высокий мужчина, закутанный в шинель, подошел и взял меня на руки", — рассказывает очевидица трагедии Елена Абрамян.
В фильме также приняли участие всемирно известный французский шансонье Шарль Азнавур и знаменитый американский рок-музыкант Серж Танкян.
Режиссер картины Станислав Сидоров рассказал, что, впервые приехав в Армению, он побывал в Музее-институте Геноцида армян и долго молчал. Его переполняли эмоции. После чего он решил обязательно снять фильм о Геноциде армян. Чтобы реализовать эту идею, Сидоров обратился к армянскому коллеге Айку Ордяну.
"Я сказал Айку, давайте сразу же начнем снимать, потому что через 2-3 года этих людей уже не будет, они умрут. Надо было проехать по Западной Армении. Впечатления очень тяжелые, мы видели памятники армянской архитектуры, религиозные памятники, заброшенные и разрушенные церкви. Мы общались и с турецкими журналистами, и с историками. Удивительно, но они подтверждали факт преступления, совершенного их предками", — рассказал Станислав Сидоров.
Он говорит, что целью создания фильма было показать тех людей, что победили смерть, и глаза которых не могут врать.
"С помощью этого фильма многие мои соотечественники, которые не знали о геноциде армян, познакомились с реальностью. Считаю это большим достижением", — сказал Станислав Сидоров.
Российский режиссер проводил съемки на территории Турции, а в Армении над фильмом работал его сорежиссер Айк Ордян.
"Я всегда хотел снять такой фильм. Сейчас спокоен, что смог реализовать это желание. Я добился поставленной цели. Мы постарались достойно, на высоком уровне представить одну из самых болезненных страниц армянского народа", — сказал Айк Ордян.
В Армении съемки велись в разных районах, а съемки-реконструкции событий, в основном, в Тавушской области, местность которой напоминает исторический Карс, Диарбакыр и другие области.
"В фильме даже молчание говорящее. Всматриваешься в глаза людей и видишь целую историю. Надо сказать, что говорить с ними на эту тему было очень сложно, потому что это их боль, о которой они долго молчали. С детства эта тема была для них табу. Поэтому мы постарались проявить осторожный подход, чтобы не причинить им боль", — сказал Айк Ордян.
По словам режиссера, каждая история, прозвучавшая в картине, заслуживает отдельной экранизации, однако съемочная группа постаралась уложиться в 50 минут. На первый взгляд, это кажется удивительным, однако фильм получился таким насыщенным и эмоциональным, что, кажется, этим все сказано. Режиссеру удалось некоторыми сценами добиться точного воспроизведения реально пережитой трагедии.
"Это телевизионный формат и 50 минут недостаточно, если тебе есть что сказать. А мы знали, что хотим донести до зрителя", — сказал Айк Ордян.
Армянский сорежиссер фильма "Геноцид. Начало" с большой благодарностью говорит о сценаристе Андрее Шилове, для которого фильм был особенно значим, поскольку он сам исследовал историю геноцида, став одним из знатоков в этой области.
"Например, он звонил и говорил, есть одна из переживших трагедию женщин, которая поет на турецком, мне нужен перевод песни, я должен связать это со сценарием, то есть показать, почему армянская женщина поет на турецком. Ходил, искал, углублялся и находил очень интересную связь, это для меня стало открытием лучших качеств сценариста", — рассказал Айк Ордян.
Название фильма "Геноцид. Начало" означает, что этой трагедией было положено начало веку геноцидов. Это также своеобразный призыв к международному сообществу и Турции признать и осудить геноцид армян и положить конец дальнейшим подобным трагедиям.
Фильм заканчивается словами внучки Генри Моргентау, которая говорит о том, что армяне сами должны осознать, что с ними поступили жестоко и нанесли им огромный ущерб. В противном случае не может быть и речи о том, что справедливость когда-нибудь восторжествует.