ЕРЕВАН, 1 мая — Sputnik. Парады, концерты, флаги, плакаты, воздушные шарики, шакараклор (леденец петушок) и горная жвачка (сок каучуконосного растения, эндемично растущего на территории бывшего СССР): вот с чем ассоциировался первомай — самый любимый советский праздник.
Неотъемлемым и обязательным, но не очень приятным, для советского работника атрибутом были хвалебные речи в адрес советского руководства, вдохновляющие призывы и многочисленные "Ура" и "Да здравствуют".
И не смотря на все это, праздник был праздником — любимым, желанным, поводом насладиться приятной майской погодой и отдохнуть. После распада Советского Союза в ряду прочих праздников, День трудящихся также перестал существовать, и не только по той причине, что после приобретения Арменией независимости закрылись все заводы и рабочие остались без работы. Причина кроется в том, что первое мая по-прежнему ассоциировалось с традициями советских лет, не особо принятыми новым руководством и свободными гражданами.
Несмотря на то, что праздник получил политическое и партийное значение, на самом деле, он не имел никакого отношения к советским властям, в России этот праздник впервые отметили еще при царе в 1891 году в Санкт-Петербурге. В 1886 году трудящиеся США и Канады вышли на улицы, с призывом установить 8-часовой рабочий день. В результате, при разгоне митинга в Чикаго погибло 4 демонстранта, десятки получили ранения разной степени. В 1889 году Парижский конгресс II Интернационала решил в память о выступлении рабочих Чикаго каждый год 1 мая проводить демонстрации.
Первые митинги в 1890 году прошли в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии и других странах. Сегодня 1 мая, в качестве международного дня труда и трудящихся отмечается в 142 странах. В Армении 1 мая, как праздник, в календаре был восстановлен в 2001 году, когда по предложению президента в законе о "Праздниках и памятных днях" этот день был закреплен как "День труда" и был объявлен нерабочим. Граждане РА вновь начали отмечать первомай, однако прежнего размаха и воодушевления не было.
Первомай потерял былой политический оттенок, а нового свободного и армянского смысла так и не приобрел. Тосты в адрес властей, обеспечивающих работой граждан, сегодня не звучат. В отличие от прошлых лет, в честь праздника бокалы больше не поднимаются. А рабочие стали безразличны к празднику в их честь, особенно, когда он выпадает на воскресенье и воспринимается, как очередной викэнд.
Несмотря на теплую и солнечную погоду в Армении, сегодня не праздничное настроение. Нет ни шаров, ни флажков, и даже плакатов восхваляющих труд и рабочих. А парады, шакараклор и горная жвачка и вовсе исчезли из нашей жизни, оставаясь маленьким, но символичным воспоминанием, напоминающем о советском первомае.