ЕРЕВАН, 5 мая — Sputnik, Нелли Даниелян. Принятие бишкекского протокола не было неожиданностью: этому способствовал длинный подготовительный процесс, говорит заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.
"Еще с сентября 1993 года именно Баку начало процесс переговоров со Степанакертом, было множество встреч. Тогда и произошел тот известный случай, когда Гейдар Алиев своей подписью уполномочил вице-спикера парламента провести переговоры с представителем Нагорного Карабаха. Подчеркиваю, организовать встречу с представителем Карабаха на высоком уровне", — сказал Кочарян.
Позже в Москве встретились президент Азербайджана Гейдар Алиев и президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики Роберт Кочарян. По итогам ряда подобных встреч, по мнению замминистра иностранных дел, "создалась плодотворная почва для подписания бишкекского протокола".
"Если Азербайджан хочет добиться каких-то результатов в переговорном процессе, он просто ведет переговоры со Степанакертом, а не притворяется, что такого субъекта не существует. Это как говорят, лакмусовая бумажка: если Азербайджан сопротивляется тому, чтобы Карабах выступал в качестве полноценной стороны переговоров и оказался за переговорным столом, то значит, что он продолжает свою политику. А именно, прикрывается переговорным процессом для своих деструктивных шагов", — отметил Кочарян.
Кремль призвал избегать шагов по нарушению хрупкого перемирия в Карабахе>>
Под протоколом, заключенным 5 мая 1994 года в Бишкеке свои подписи поставили тогдашний председатель парламента Азербайджана Расул Гулиев, председатель армянского парламента Бабкен Араркцян, председатель парламента Карабаха, лидер национально-освободительного движения Карен Бабурян.
В соответствии с протоколом, стороны "выразили решимость всемерно способствовать прекращению вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и вокруг него, который, согласно документу, не только наносит непоправимый урон азербайджанскому и армянскому народам, но и существенно затрагивает интересы других стран региона, серьезно осложняет международную обстановку".
Подписавшие документ призвали все противоборствующие стороны "внять голосу разума: прекратить огонь в полночь с 8 на 9 мая с.г., опираясь на Протокол от 18 февраля 1994 года (в том числе и в части размещения наблюдателей), и самой интенсивной работой в кратчайшие дни закрепить это путем подписания надежного, юридически обязывающего соглашения, предусматривающего механизм обеспечения невозобновления военных и враждебных действий, вывод войск с занятых территорий и возобновление функционирования коммуникаций, возвращение беженцев".
Стороны также высказали "готовность оказать полную поддержку усилиям глав и представителей исполнительной власти по прекращению вооруженного противоборства и ликвидации его последствий путем скорейшего заключения соответствующего соглашения".
Планируется встреча по Карабаху с участием посредников>>
Бишкекский протокол и сегодня, по словам Кочаряна, не утратил своего правового значения, однако с этой точки зрения важен и подписанный 9 мая договор об установлении перемирия.
"С правовой точки зрения соглашение 1994 года о прекращении огня, а также последующие соглашения от 1994 и 1995 годов — это международное обязательство Азербайджана", — сказал Кочарян, добавив, что нарушение условий этих документов означает нарушение международных обязательств.
Несмотря на то, что после 1994 года Азербайджан регулярно нарушает режим прекращения огня, однако четырехдневная апрельская война является самым серьезным нарушением за эти годы.
В субботу, 2 апреля, ситуация в зоне карабахского конфликта обострилась. Ереван сообщил о наступательных действиях азербайджанской стороны, при этом в Баку заявили об обстрелах со стороны ВС Армении. Согласно официальным заявлениям, обе стороны конфликта понесли потери. Позже, 5 апреля, стороны договорились о приостановке военных действий, но окончательное перемирие так и не наступило. Обе стороны заявляют о нарушениях взаимных договоренностей.