Николай Туманян родился в 1904 году в армянском городе Иджеване, богатом своими революционными традициями. В 1921 году семнадцатилетний Туманян делает окончательный выбор — добровольно вступает в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
После двухгодичной действительной службы он поступает, а в 1926 году успешно заканчивает объединенную армянскую военно-пехотную школу им. А.Ф. Мясникяна. После этого пять лет служит командиром взвода полковой школы в Ленинакане (сейчас Гюмри, второй по величине город Армении). В процессе службы у него обнаруживается склонность к войсковой разведке, и в 1931 году Туманяна назначают помощником начальника штаба 2-го армянского полка по разведке.
В 1937 году он становится начальником разведки 61-й стрелкового корпуса Московского военного округа. В 1940 году товарищи принимают Николая Герасимовича Туманяна в ряды Коммунистической партии.
Летом 1941 года части 61-го стрелкового корпуса были расквартированы в Тесницких лагерях под Тулой.
Начало Отечественной войны резко изменило размеренную жизнь лагеря. Воины начали спешно готовиться к предстоящим боям. В последних числах июня 1941 года части и соединения корпуса, закончив отмобилизование, погрузились в железнодорожные эшелоны и двинулись на фронт.
61-й стрелковый корпус получил боевую задачу — в составе 13-й армии перейти к обороне рубежа Шклов, Могилев, Быхов. В решении комкора Ф.А. Бакунина особое внимание уделялось направлениям Могилев — Борисов, Могилев — Бобруйск.
Естественно, основные усилия разведки корпуса под руководством Туманяна были нацелены на эти направления.
В течение 23 суток бойцы дивизии героически сдерживали бешеный натиск вражеских танковых частей. Были дни, когда приходилось отражать по несколько вражеских атак. Весь офицерский состав дивизии под командованием генерала М.Романова и при активной поддержке представителя штаба корпуса Туманяна проявили выдержку, командирское мастерство, личную храбрость. Не раз им приходилось оставлять командный пункт и с оружием в руках водить бойцов в контратаки. Фашисты не могли понять, как русские держатся на этом выжженном и перепаханном снарядами клочке приднепровской земли.
В ночь на 27 июля Романов и Туманян собрали дивизию в кулак и под покровом темноты прорвали кольцо вражеского окружения. Действия дивизии были согласованы с комкором Ф.А. Бакуниным и поддержаны ударом всей Могилевской группировки.
Так дрались в те летние дни все армии на смоленско-московском направлении. Туманян вышел из окружения раненым.
Позже Туманян со своими разведчиками обучал молодых борьбе с танками в ближнем бою, умению действовать в ночных условиях и засад, отыскивать наиболее уязвимые места в позициях противника.
Полковник Туманян принимал личное участие в разработке планов важнейших операций армии, ряд его обобщений и выводов по итогам разведки послужил для принятия более широких решений. Неоднократно приходилось ему лично докладывать обстановку маршалам Советского Союза.
О боевых заслугах полковника Н. Туманяна в годы Великой Отечественной войны говорят полученные им высокие правительственные награды: орден Ленина, пять орденов Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны, орден Кутузова второй степени, многие медали Советского Союза.
В послевоенный период полковник Туманян серьезное внимание уделил учебе. Неоднократно совершенствуя свои теоретические знания и практические навыки в стенах высших военно-учебных заведений, он смог продолжать службу в рядах Советских Вооруженных Сил.
В 1953 году он вышел в отставку, когда все сильнее стали сказываться последствия фронтового ранения.
Жил и работал в Москве. До самой смерти в 1976 году продолжал поддерживать тесные связи с молодыми воинами, воспитывал их в духе патриотизма, готовности выполнить любое задание Родины.