Покоритель кентавра и почитатель армянских хачкаров

© Sputnik / Лев РыжковЗаслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Мустафин
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Мустафин - Sputnik Армения
Подписаться
Как объединить различные (порой диаметрально) религии? Как найти какой-то символ, который бы послужил узлом, связывающим воедино все мировоззрения? Задача, казалось бы, неразрешимая. Но заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Мустафин, похоже, знает ответ на этот вопрос.

ЕРЕВАН, 12 мая — Sputnik. Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал в гостях у Александра Мустафина и узнал все, что можно, об объединительной символике.

Подвал с диковинами

Мастерская Александра Мустафина расположена в обычном жилом квартале подмосковных Химок. Когда приближаешься — ничего не предвещает культурного катарсиса. Вокруг — многоэтажки, канареечно раскрашенные муниципальные здания. Одно из них — пенсионный фонд — служило ориентиром, когда Александр Салихович объяснял автору этих строк дорогу.

И вдруг, в глубине жилого квартала, раскрытая настежь дверь в подвал. Над входом — надпись: "Александр Мустафин — покоритель кентавров". Озираюсь, прохожу. Выразительно прочищаю горло. "Александр Салихович, где вы?"

Я бывал во многих странных помещениях. Но вот это — наверное, одно из самых причудливых. По левую руку — огромная, во всю стену, репродукция "штормовой" картины Айвазовского. Чуть дальше — Александр Невский. Чуть ближе — разбросанные в, казалось бы, беспорядке рукописи, фотографии, газетные вырезки, разобранные на части детские куклы. По потолку — тоже картины, некоторые из них заляпаны позолотой.

© Sputnik / Лев РыжковГерб Химок
Герб Химок - Sputnik Армения
Герб Химок

Появляется хозяин — крепкий мужик в очках. И начинает рассказывать. Узнаю последовательно о символике желто-черной цветовой гаммы, которая означает сияние из космоса. О том, как гостеприимный хозяин был главным художником Олимпиады-80. О гербе Химок, автор которого сидит непосредственно передо мной. Герб, к слову, тоже выполнен в черно-золотых тонах. А изображен на нем — кентавр. Он же — зодиакальный стрелец.

Смысл именно в этой фигуре — есть. И большой. Но об этом — чуть позже.

Попиваем чай. А Александр Салихович рассказывает о крутых нравах послевоенной Москвы. Рассказывает, как блатные, которые воспитывали молодежь во дворе, устроили ему как-то "проверку на вшивость" и велели украсть из храма в Коломенском зеленый камень с одного из образов.

"А я не то, чтобы не смог, — рассказывает Мустафин. — Какое-то необыкновенное чувство мной овладело. Понял, что не способен я на святотатство. И в душе интерес зажегся. Я ведь крещеный. Хотя и по секрету. Бабушка меня крестила. А у отца потом проблемы были. А блатные меня в покое оставили. Поняли, наверное, что расходятся наши пути".

А Александр Мустафин погрузился в неисследованное море духовных и метафизических символов. Тогда он еще не ставил перед собой задачи объединить все религии. Тогда — в ранних 60-х — это был просто художественный интерес. Ну, или то, что казалось художественным интересом.

Хачкары и Айвазовский

Александр Мустафин отправился в Армению, изучать каменные кресты-"хачкары".

"Это — самые необычные кресты в мире, — говорит художник. — Во многих из них из древка произрастает лоза. То есть, орудие казни дарует жизнь. Кроме того, мне рассказывали легенды о том, что один мастер за свою жизнь мог создать только один хачкар. Потом заболевал, умирал. Редко, кому удавалось создать два или три".

По мнению Мустафина, не все хачкары — равноценны в художественном смысле. Есть поделки, но есть и настоящие шедевры.

"В том, чтобы изваять один крест за жизнь, есть своя справедливость, — говорит Александр Мустафин. — Ведь человек должен всю жизнь молиться, проникать в суть веры. И вот, как итог веры, монументальный крест. Вот почему мастера умирали по завершении работы. Если художник срисовывает — ему одна цена. Но если проникает вглубь веры и метафизических истин — ему открывается свое видение".

© Sputnik / Лев РыжковЗаслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Мустафин показывает свой дом
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Мустафин показывает свой дом - Sputnik Армения
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Мустафин показывает свой дом

Особый мистический смысл видится Александру Мустафину и в картинах великого живописца Ивана Айвазовского.

"Вот, смотрите, — показывает Мустафин на гигантскую репродукцию на стене мастерской. — Здесь, казалось бы, шторм, девятый вал. Но, если посмотреть на цвет волны, мы вдруг понимаем, что это — не вода. Это — пламя. Перед нами Армагеддон. А теперь посмотрим на людей. Они вцепились в бревна. Но это, если приглядеться, не бревна. Это — крест. И люди, если всмотреться, — не русские матросы. Это турки. Они отчаянно держатся за крест, который спасает их от гибели".

Символ, объединяющий религии

Но, на самом деле, как объясняет художник, символ объединения — это кентавр.

"Посмотрите на кадры из фильма "Александр Невский", — говорит он. — На щите у князя — кентавры. По-древнерусски — "китоврасы". Князь Александр, вообще-то, был приемным сыном Батыя. А в империи Чингиз-хана разрешалось любое вероисповедание. Все были равны. Просто плати дань за поддержание порядка, и исповедуй, что хочешь. А те силы из Европы, которым противостоял Александр Невский, как раз никакой толерантности не придерживались".

Изображения кентавров-"китоврасов" есть на стенах древнейшего монастыря Руси — Дмитровского собора во Владимире. Присутствуют они и на фресках древних Помпей. И, само собой, у древних греков. Кентавр Хирон был воспитателем легендарных героев. Но, на самом деле, корни человекоконей уходят куда глубже, в те времена, когда древних эллинов еще не существовало.

"Вот древнейшее изображение кентавра, — показывает Мустафин на репродукцию на потолке мастерской. — Это — из древней Месопотамии. Задолго до греков. То есть, еще в те времена кентавры почитались за священных существ".

© Sputnik / Лев РыжковДревнейшее изображение кентавра
Древнейшее изображение кентавра - Sputnik Армения
Древнейшее изображение кентавра

Присутствуют кентавры и в буддизме. Они называются "гандхарвы" и служат кем-то вроде ангелов. И в Исламе, как ни странно. Именно они возносят пророка Мухаммеда в небеса. В доказательство — старинные исламские изображения. Многие репродукции Мустафину, кстати, предоставили ведущие музеи мира, в том числе Британский.

Не исключение и католицизм, и протестантство. Кентавры есть на полотнах мастеров Возрождения.

"А в чем смысл, в чем тайное значение образа кентавра?" — спрашивает автор этих срок.

"Кентавр — это сочетание несочетаемого, — говорит Мустафин. — Это оксюморон. Это символ открытия человеком новых возможностей. Это — сигнал человеку, что он может превзойти себя, добиться чего-то большего".

Есть, по словам художника, в этом образе и нечто — вообще рациональным умом не постигаемое. Кентавр поворачивает жизнь человека в сторону удачи. В качестве примера есть история знаменитого датского физика Нильса Бора, который, по легенде, цитируемой Мустафиным, сделал одно из своих фундаментальных открытий после просмотра шедевров живописи, на которых были изображены… Правильно, угадали.

© Sputnik / Лев РыжковКентавр
Кентавр - Sputnik Армения
Кентавр

"После того, как я увлекся кентаврами, — рассказывает художник, — я получил две очень солидные денежные премии, на которые, признаюсь, совершенно не рассчитывал. Что-то есть в этом символе, в этом образе такое, что нам еще предстоит понять".

Во многом поэтому стрелец-кентавр и изображен на гербе Химок, в которых художник живет уже больше тридцати лет.

Проект музея

В ближайших планах у Александра Мустафина — музей кентавров. Скорее всего, он будет построен где-то в Химках, и без того геральдически связанных с человекоконями. Ведь через этот пригород Москвы, по словам Мустафина, ежегодно проезжает 30 миллионов человек.

"Это будет интерактивный, мультимедийный музей, — говорит художник. — Своего рода Диснейленд".

Понимание с властями у заслуженного деятеля искусств есть. Удача — на его стороне. Так что в скором времени музею кентавров, судя по всему, быть. А там — посмотрим. Вдруг действительно ко всем его посетителям обернется лицом удача.

Лента новостей
0