ЕРЕВАН, 12 мая — Sputnik. Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал в гостях у Александра Мустафина и узнал все, что можно, об объединительной символике.
Подвал с диковинами
Мастерская Александра Мустафина расположена в обычном жилом квартале подмосковных Химок. Когда приближаешься — ничего не предвещает культурного катарсиса. Вокруг — многоэтажки, канареечно раскрашенные муниципальные здания. Одно из них — пенсионный фонд — служило ориентиром, когда Александр Салихович объяснял автору этих строк дорогу.
И вдруг, в глубине жилого квартала, раскрытая настежь дверь в подвал. Над входом — надпись: "Александр Мустафин — покоритель кентавров". Озираюсь, прохожу. Выразительно прочищаю горло. "Александр Салихович, где вы?"
Я бывал во многих странных помещениях. Но вот это — наверное, одно из самых причудливых. По левую руку — огромная, во всю стену, репродукция "штормовой" картины Айвазовского. Чуть дальше — Александр Невский. Чуть ближе — разбросанные в, казалось бы, беспорядке рукописи, фотографии, газетные вырезки, разобранные на части детские куклы. По потолку — тоже картины, некоторые из них заляпаны позолотой.
Появляется хозяин — крепкий мужик в очках. И начинает рассказывать. Узнаю последовательно о символике желто-черной цветовой гаммы, которая означает сияние из космоса. О том, как гостеприимный хозяин был главным художником Олимпиады-80. О гербе Химок, автор которого сидит непосредственно передо мной. Герб, к слову, тоже выполнен в черно-золотых тонах. А изображен на нем — кентавр. Он же — зодиакальный стрелец.
Смысл именно в этой фигуре — есть. И большой. Но об этом — чуть позже.
Попиваем чай. А Александр Салихович рассказывает о крутых нравах послевоенной Москвы. Рассказывает, как блатные, которые воспитывали молодежь во дворе, устроили ему как-то "проверку на вшивость" и велели украсть из храма в Коломенском зеленый камень с одного из образов.
"А я не то, чтобы не смог, — рассказывает Мустафин. — Какое-то необыкновенное чувство мной овладело. Понял, что не способен я на святотатство. И в душе интерес зажегся. Я ведь крещеный. Хотя и по секрету. Бабушка меня крестила. А у отца потом проблемы были. А блатные меня в покое оставили. Поняли, наверное, что расходятся наши пути".
А Александр Мустафин погрузился в неисследованное море духовных и метафизических символов. Тогда он еще не ставил перед собой задачи объединить все религии. Тогда — в ранних 60-х — это был просто художественный интерес. Ну, или то, что казалось художественным интересом.
Хачкары и Айвазовский
Александр Мустафин отправился в Армению, изучать каменные кресты-"хачкары".
"Это — самые необычные кресты в мире, — говорит художник. — Во многих из них из древка произрастает лоза. То есть, орудие казни дарует жизнь. Кроме того, мне рассказывали легенды о том, что один мастер за свою жизнь мог создать только один хачкар. Потом заболевал, умирал. Редко, кому удавалось создать два или три".
По мнению Мустафина, не все хачкары — равноценны в художественном смысле. Есть поделки, но есть и настоящие шедевры.
"В том, чтобы изваять один крест за жизнь, есть своя справедливость, — говорит Александр Мустафин. — Ведь человек должен всю жизнь молиться, проникать в суть веры. И вот, как итог веры, монументальный крест. Вот почему мастера умирали по завершении работы. Если художник срисовывает — ему одна цена. Но если проникает вглубь веры и метафизических истин — ему открывается свое видение".
Особый мистический смысл видится Александру Мустафину и в картинах великого живописца Ивана Айвазовского.
"Вот, смотрите, — показывает Мустафин на гигантскую репродукцию на стене мастерской. — Здесь, казалось бы, шторм, девятый вал. Но, если посмотреть на цвет волны, мы вдруг понимаем, что это — не вода. Это — пламя. Перед нами Армагеддон. А теперь посмотрим на людей. Они вцепились в бревна. Но это, если приглядеться, не бревна. Это — крест. И люди, если всмотреться, — не русские матросы. Это турки. Они отчаянно держатся за крест, который спасает их от гибели".
Символ, объединяющий религии
Но, на самом деле, как объясняет художник, символ объединения — это кентавр.
"Посмотрите на кадры из фильма "Александр Невский", — говорит он. — На щите у князя — кентавры. По-древнерусски — "китоврасы". Князь Александр, вообще-то, был приемным сыном Батыя. А в империи Чингиз-хана разрешалось любое вероисповедание. Все были равны. Просто плати дань за поддержание порядка, и исповедуй, что хочешь. А те силы из Европы, которым противостоял Александр Невский, как раз никакой толерантности не придерживались".
Изображения кентавров-"китоврасов" есть на стенах древнейшего монастыря Руси — Дмитровского собора во Владимире. Присутствуют они и на фресках древних Помпей. И, само собой, у древних греков. Кентавр Хирон был воспитателем легендарных героев. Но, на самом деле, корни человекоконей уходят куда глубже, в те времена, когда древних эллинов еще не существовало.
"Вот древнейшее изображение кентавра, — показывает Мустафин на репродукцию на потолке мастерской. — Это — из древней Месопотамии. Задолго до греков. То есть, еще в те времена кентавры почитались за священных существ".
Присутствуют кентавры и в буддизме. Они называются "гандхарвы" и служат кем-то вроде ангелов. И в Исламе, как ни странно. Именно они возносят пророка Мухаммеда в небеса. В доказательство — старинные исламские изображения. Многие репродукции Мустафину, кстати, предоставили ведущие музеи мира, в том числе Британский.
Не исключение и католицизм, и протестантство. Кентавры есть на полотнах мастеров Возрождения.
"А в чем смысл, в чем тайное значение образа кентавра?" — спрашивает автор этих срок.
"Кентавр — это сочетание несочетаемого, — говорит Мустафин. — Это оксюморон. Это символ открытия человеком новых возможностей. Это — сигнал человеку, что он может превзойти себя, добиться чего-то большего".
Есть, по словам художника, в этом образе и нечто — вообще рациональным умом не постигаемое. Кентавр поворачивает жизнь человека в сторону удачи. В качестве примера есть история знаменитого датского физика Нильса Бора, который, по легенде, цитируемой Мустафиным, сделал одно из своих фундаментальных открытий после просмотра шедевров живописи, на которых были изображены… Правильно, угадали.
"После того, как я увлекся кентаврами, — рассказывает художник, — я получил две очень солидные денежные премии, на которые, признаюсь, совершенно не рассчитывал. Что-то есть в этом символе, в этом образе такое, что нам еще предстоит понять".
Во многом поэтому стрелец-кентавр и изображен на гербе Химок, в которых художник живет уже больше тридцати лет.
Проект музея
В ближайших планах у Александра Мустафина — музей кентавров. Скорее всего, он будет построен где-то в Химках, и без того геральдически связанных с человекоконями. Ведь через этот пригород Москвы, по словам Мустафина, ежегодно проезжает 30 миллионов человек.
"Это будет интерактивный, мультимедийный музей, — говорит художник. — Своего рода Диснейленд".
Понимание с властями у заслуженного деятеля искусств есть. Удача — на его стороне. Так что в скором времени музею кентавров, судя по всему, быть. А там — посмотрим. Вдруг действительно ко всем его посетителям обернется лицом удача.