ЕРЕВАН, 13 мая — Sputnik, Давид Галстян. Запланированная в Вене встреча президентов Армении и Азербайджана вряд ли выйдет за рамки вопросов поддержания перемирия, считают армянские эксперты.
Не переговоры, а подготовка к ним
Если эти переговоры состоятся, то будет обсуждаться вопрос перемирия, соблюдения тех устных договоренностей, которые были достигнуты в Москве, сказал Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян.
"Подписание какого-либо документа маловероятно, так как для армянской стороны это неприемлемо — уже есть договор 1994 года, и то, что он в силе, несколько раз подтверждали сопредседатели Минской группы", — сказал Акопян.
По его словам, Армения будет продолжать настаивать, что подписанные в 1994-95 гг. соглашения достаточны, и их просто нужно выполнять. Он считает, что обсуждение будет идти именно вокруг технических вопросов поддержания этого перемирия.
Акопян предлагает принять во внимание, что Армения на уровне президента уже заявила, что вернется к переговорам после выполнения ряда условий, но "они не выполнены, поэтому никакой необходимости идти на переговоры нет".
Ранее президент Армении Серж Саргсян заявил, что в числе условий для возобновления переговоров по Карабаху — формирование мер доверия и внедрение механизмов расследования инцидентов (на границе), адресные заявления (международного сообщества — ред.) и гарантии того, что Азербайджан не пойдет на новую агрессию и террор против народа Нагорного Карабаха.
Именно поэтому Акопян считает, что Армения, как и Азербайджан, идут на переговоры под давлением. При этом на фоне выдвинутых Арменией условий Азербайджан попытается представить себя "голубем мира".
Отсутствие необходимости встречи президентов, по его словам, подтверждают и заявленные Минской группой вопросы повестки.
"Те вопросы, о которых объявила Минская группа — это не уровень первых лиц государства, это уровень министров иностранных дел. Я думаю, что, если встреча состоится, Армения объявит, что это не переговоры, а всего лишь предварительная подготовка к переговорам. На этой встрече я не думаю, что будет идти разговор о Мадридских принципах", — сказал Акопян.
Он отметил, что в данном случае Армения попытается диктовать свои уже заявленные условия.
Не стоит путать встречу с переговорами
С Акопяном согласен и доктор политологии университета Сорбонны Айк Мартиросян, который считает, что основным вопросом, выдвинутым сопредседателями будет предотвращение новых военных действий.
"Это будет основным вопросом, о нем говорил и президент Армении. Однако трудно говорить о позиции Азербайджана, который и ранее был слишком непредсказуемым. Он может заявить, что сам к этому стремится, либо обвинить Армению в том, что она этого не хочет, а их реакция является ответной", — сказал Мартиросян.
Его удивляет само явление переговоров в сложившейся ситуации. По его мнению, переговоры на данном этапе будут бессмысленным явлением.
"Не стоит путать встречу с переговорами", — сказал Мартиросян.
Он также уверен, что инициатива о встрече, как и было заявлено Минской группой, исходит со стороны сопредседателей, а выдвинутые Арменией условия будут повторены и в Вене. Он не считает, что президент от них откажется.
По мнению Мартиросяна, принципиальной позицией Армении должно стать то, что переговоры не дают результатов, и страна должна следовать своим интересам, вместо того, чтобы терять время на то, что более 20 лет имело нулевой результат.
"За это время Азербайджан вооружился, вырастил милитаризованное поколение и возобновил активные военные действия", — сказал Мартиросян.
Политолог уверен, что Нагорный Карабах однозначно должен быть признан Арменией, к которой он должен присоединиться сразу после проведения референдума. Этим вопрос должен быть закрыт.
Последняя встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева прошла 19 декабря 2015 года в Берне. Встреча лидеров двух стран состоялась при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Возможность встречи двух лидеров активно обсуждалась и в преддверии саммита по ядерной безопасности в США, однако она так и не состоялась. После этого последовала апрельская эскалация.